Жидяева Анна ЭФ-14
Эволюция и вымирание организмов, так же как и развитие человеческих обществ и их культур, бросали вызов любой устоявшейся точке зрения. Ницше согласился с наиболее противоречивым производным теории Дарвина: человечество эволюционировало от отдаленных обезьяноподобных предков совершенно естественным путем, посредством случайных и необходимых процессов ( у индивидов в меняющейся среде появляются случайные изменения, на них действует неизбежный естественный отбор). Даже психическая деятельность человека, включая любовь и разум, была приобретена за миллионы лет эволюционного восхождения от ранних форм приматов. Эволюция является для Ницше правильным объяснением органической истории, но это выливается в катастрофическое видение материального мира.
Эволюция (как он ее понимал) чревата серьезными последствиями, как для научной космологии, так и для философской антропологии: Бог больше не нужен для объяснения существования нашей вселенной или происхождения современных видов от доисторических животных. Ницше вообще считал, что дарвиновская эволюция означает крах всех традиционных верований и ценностей, поскольку материальный мир потерял как объективную значимость, так и духовную цель. Отсюда непосредственно вытекает, доказывал он, что никакой постоянной или определенной морали быть не может. Более того, философ считал, что верования и ценности являются человеческими по своему происхождению, развитию и целям; что многие из них подавляют критическое мышление и художественное творчество. Прямым результатом эмпирической теории органической эволюции Дарвина была потребность в абсолютно новом философском понимании мира.
Ницше предложил такую картину реальности, которая принимала во внимание изменчивость природы, видов, верований, идей и ценностей. Более того, он считал чепухой мысль, что науке об эволюции можно научить как религии ( поскольку процесс эволюции не предполагает ничего стабильного, вечного или духовного). Его смелое заявление «Бог умер!» означало смену старомодной фидеистической теологии на новую атеистическую философию. Если наш вид произошел от ископаемых обезьяноподобных форм, то почему за ним не может последовать еще более высокая форма жизни? Разве человеческий вид наших дней не превзошел обезьяну? Согласно Ницше, наш биологический вид до сих пор является смыслом и целью планеты, поскольку он – вектор, указывающий направление эволюции от обезьяны прошлого к сверхчеловеку будущего.
В терминах эволюции, сверхчеловек - это достойное, но невообразимое существо будущего, будет настолько же превосходить интеллектуально современного человека, насколько сейчас наш вид биологически превосходит низших червей! Для Ницше, эстетического эволюциониста и скульптора воображения, грядущий сверхчеловек подобен идеальному образу, скрытому в грубом камне. Высекая это высшее существо, философ руководствовался его смутным образом, оставаясь безразличным к разрушению, проистекающему из его напряженного творчества.