уч. год Подготовила : Сульина Ю. С.
Актуальность проблемы : Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно - вирусным заболеваниям.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости детей, является дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений.
Польза дыхательной гимнастики Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма, улучшает пищеварение ( прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться ). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно - грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. ( Если сомневаетесь посоветуйтесь с врачом !)
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество « отработанного » воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме.
Как проводить занятия с ребенком Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают « детские » или веселые названия. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе. Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату. Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.
Во время проведения дыхательных игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните : выдоху предшествует сильный вдох через нос – « набираем полную грудь воздуха »; выдох происходит плавно, а не толчками ; во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки ; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос ( если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух ); выдыхать следует, пока не закончится воздух ; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени ( можно использовать песочные часы ) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания Некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, « бульканье » в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.
Также детям можно предложить такие полезные игры : Воздушный футбол Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе « ворота » из кубиков или конструктора. Нужно « забить гол » - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом. Рисунок на окне Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.
Снегопад Сделать « снежинки »- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть « снежинки » на ладонь и сдувать их. Бабочки Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали. Я ветер Сделать из бумаги вертушку - пропеллер ( или взять покупную ) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
Султанчик ( султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к палочке ). Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски. Игра Шарик Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг - понга, который находится в тазике с водой.
Игра Перышко Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик. Игра Занавесочка Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.
Игра Кулиска. цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис ; набор мелких игрушек ( сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз ) расположенных за Кулисами. Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за кулисами, провоцируя на продолжительный ротовой выдох. Игра Ветерок Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом : Очень жаркий день - денечек. Дунь - подунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь - подунь, наш ветерок.
Игра Горячий чай Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай ( суп ) в блюдце ( тарелке ), чтобы он быстрее остыл. ( Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки ). Ребенок дует а пар. Если правильно дует то пар отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами : Наберу воздуха и подую на чай. Игра Кораблик Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
Игры можно придумывать и делать вместе с детьми !