Выполнила: Проникова Инна Михайловна, учитель начальных классов МКОУ Садовской СОШ 2 Аннинского района.
Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из "освободителей отечества" от поляков в 1612 г. Биография Минина до его выступления в 1611 г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он ничем особенным не выделялся из рядов "братьи своей", посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева. С осени 1611 г. скромный мясник становится первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы - Заруцкий и Трубецкой, когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый "царь Димитрий", когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, по его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание.
Дмитрий Пожарский родился в ноябре 1578 г. в семье князя Михаила Федоровича Пожарского. С 1593 г. князь Дмитрий начал службу при дворе царя Федора Ивановича. В начале царствования Бориса Годунова князя Пожарского перевели в стольники. Он получил поместье под Москвой, а затем был отправлен из столицы в армию на литовский рубеж. После смерти Годунова Пожарский присягнул царевичу Дмитрию. При Василии Шуйском Пожарского назначили воеводой. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями. В 1610 г. царь назначил Пожарского воеводой в Зарайск. Там он узнал о низложении Шуйского заговорщиками во главе с Захарием Ляпуновым и поневоле присягнул польскому королевичу Владиславу. Вскоре прошел слух, что король Сигизмунд сына своего в Россию не отсылает, а хочет сам царствовать над Русью и осадил Смоленск.
Весь путь до столицы рать Минина и Пожарского сопровождала икона Казанской Богоматери. В дальнейшем её почитание превратилось в большой праздник, который символизировал восстановление независимой российской государственности.
Народное ополчение, созданное Мининым и Пожарским, 20 августа 1612 г. подошло к Москве. Кремль и Китай-город были заняты польским гарнизоном под командованием полковника Струся. На помощь осажденным шло польское войско Хоткевича. Но все его попытки снять блокаду кончились крахом августа остатки польского войска, потерпевшего в ожесточенных боях поражение, уходили от столицы. Народное ополчение, взяв Китай- город, приступило к осаде поляков в Кремле, и 26 октября они капитулировали. 27 октября к ногам Минина и Пожарского, торжественно вступивших в Кремль, полковник Струсь сложил королевские знамена.
Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысяч людей, собравшихся на Красной площади.
Наряду с руководителями освободительной борьбы героические поступки совершали простые крестьяне. Известен подвиг Ивана Сусанина, ценой жизни погубившего в зимнем лесу под Костромой отряд интервентов. Безымянный крестьянин под Волоколамском повторил его подвиг.
Уроки смуты. Уроки смутного времени своеобразно подвёл Авраамий Палицын. Корни всех неурядиц он видел в том, что когда «чин от чину начал выше восходить, а невольные к свободе стремились». Противоречия между отдельными группами общества вылились в гражданскую войну, осложнённую иностранной интервенцией. Россия сохранила государственность и независимость благодаря патриотическим силам её народа. События Смуты временно затормозили процесс закрепощения крестьян. В то же время они показали необходимость для верхов считаться с мнением народа, о чём свидетельствовало обращение к авторитету «всей земли» в форме совета или Земского собора. После тяжких испытаний Россия не распалась, осталась многонациональной страной.