Односоставные предложения
С главным членом – сказуемым ( ) Определённо - личноооые С главным членом – подлежащим ( ) Неопределённо-личноооые назывные Односоставные предложения Обобщенно-личноооые безличноооые
1. Люблю дымок спалённой жнивы. 2. Постарайся выполнить эту работу аккуратно. 3. Мы любовались чудесной картиной природы. 4. Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали. О/л.
1. Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин. 2. В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят. 3. В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. 4. Меня задержали после уроков. неопр./личнооо.
1. Вижу горы и долины. 2. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. 3. Вас просят к телефону. 4. Не найдешь лучше родной стороны. Объясните правописание окончаний глагола - ешь дднепр./личнооо. с обобщ. знач. дднепр./личнооо. с обобщ. знач.
главный член может быть выражен : 1) Безличноооым глаголом 2) Личным глаголом в безличноооом употреблении 3) Словами категории состояния 4) Инфинитивом 5) Словами нет, не было 6) Словами надо, нужно, необходимо …
Укажите безличноооые предложения А. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Приготовьтесь к уроку. В. Зажгло грозою дерево. Г. Скоро будет светать.
1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 3. Просто мне нездоровилось это время. 3. Просто мне нездоровилось это время. 4. Тянет горьким дымком. 4. Тянет горьким дымком. 5. У меня не было силы подняться. 5. У меня не было силы подняться. 6. Снег пропал и тепло, и светло. 6. Снег пропал и тепло, и светло.
Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замел дорогу. У тебя есть книга ?
Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги ?
1) Упр. 217, с. 92. (« П ») Записать предложения, указать, какое значение выражают эти предложения. 2) Упр Подчеркнуть в них сказуемые, определить, чем выражены, составить схемы. - весь класс – 1,2,3 предл. - индив. – Сааков А. – 4 предл. Салов Вадим – 5 предл., Пащенко А. – 6 предл. Кравцов К. – 7 предл.
1) К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего - то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. пеленгатор 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что - то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ: 2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)
Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. Задание: найдите в тексте безличноооые предложения.
1. Жгучим морозом опаляет лицо 2. Изучай, сопоставляй факты 3. Дни поздней осени бранят обыкновенно 4. В лес дров не возят а ) определенно - личноооое б ) неопределенно - личноооое в ) обобщенно - личноооое г ) безличноооое Ответ : 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в
1) Пахнет сеном над лугами 2) Герасима уже не было на дворе 3) В глазах у меня потемнело а ) безличноооым глаголом б ) безличноооой формой личноооого глагола в ) слова с отрицательными значениями Ответ : 2-в; 1-б; 3- а
Домашнее задание. 1. Подготовить рассказ по схеме « Односоставные предложения ». – всем., 2. задание из упр. 217 ( разборы ) 3. Сочинения - миниатюры на темы « Раннее утро » или « Зимние зарисовки » с использованием безличноооых предложений. 4. Индив. - упр 223 ( по заданию ) 5. Заполните лист самооценки, сдайте их и тетради на проверку.
Что нового узнали на уроке ? В чем испытывали трудность ? Какие задания вам понравилось выполнять ? Почему ?