Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, – И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...
Какое настроение появляется у вас при чтении этого стихотворения? Почему? Что за картины появляются перед нашим внутренним взором? Опишите отношение поэта к происходящему в природе?
По каким приметам мы можем определить время года? Какие цвета использует Тютчев? Что вы можете сказать о звуках в этом стихотворении? Как они дополняют общую картину? Назовите приёмы звукописи. Какой из них использует Тютчев? Справка
Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Основные приёмы звукописи. 1. Аллитерация - многократное повторение одинаковых или сходных согласных звуков. 2. Ассонанс - многократное повторение однородных гласных звуков. 3. Анафора (одно из значений) – прием звукописи, при котором все слова начинаются с одного звука.
Какие средства выразительности используются в стихотворении? Для чего? Справка
Средства художественной выразительности (изобразительно- выразительные средства) Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом – лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
Найдите эмоционально окрашенные слова. Какую роль они играют в стихотворении? Какой архаизм придает речи возвышенно-поэтический характер? весел, тревожно, тревогу, опрометчиво прах (теперь мы говорим «пыль») Найдите книжные с высокой поэтической окраской. небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут
Выпишите эпитеты, метафоры сравнения. Какова их задача в тексте? Справка
МЕТАФОРА (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью. СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
Какова роль поэтического синтаксиса ? Какие фигуры речи помогают нам ощутить эмоции человека и состояние природы? Справка
Синтаксические средства (фигуры речи) Фигуры речи – это особые речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль.
Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. В своих стихах Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить. Как запечатлевает Ф.И. Тютчев природу? Какие мысли пытается донести до нас?
Прочитайте стихотворения «Сон на море», «Весна» и проанализируйте одно из них.