МОУ « Берёзовская общеобразовательная средняя школа 2». Методическая разработка Библиотечного урока для 1 класса. « Первое посещение библиотеки » ШКОЛЬНЫЙ КНИГОГРАД. Составители : Библиотекари школы - Заболотных Е. Г. Шаравьёва Р. Р. с. Берёзовка 2006 год.
Библиотека всегда была местом, позволяющим любому человеку духовно сосредоточиться. Школьная библиотека через книгу и традиционные библиотечные технологии помогает растить из детей граждан, а не людей с потребительскими ценностями, лишёнными исторической памяти и патриотического сознания, и призвана быть учебно - методическим центром образования. В одном ряду с умением писать и считать сегодня стоит необходимость приобщения ребёнка к навыкам культуры чтения, это и : - умение ориентироваться в огромном потоке информации, без труда находя нужную книгу, - способность работать с различными видами информационных носителей, - овладение навыками грамотного пользователя информационных технологий. В связи с этим библиотекари школы разработали библиотечный урок « Первое посещение библиотеки ». Урок проводился для учащихся 1 классов в сентябре 2006 года, в рамках программы адаптации первоклассников. Полученная информация позволила детям ближе познакомиться с библиотекой, в результате чего они овладели навыками обращения с библиотечной книгой и смогли стать активными читателями.
ЦЕЛЬ УРОКА. - Знакомство с библиотекой. - Формирование интереса к книге. ЗАДАЧИ УРОКА. - Пробудить у начинающего читателя любовь к книге. - Вызвать интерес к чтению. - Приобщить ребёнка к культуре чтения. - Сформировать грамотный эстетический подход к литературе.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ : 1. Знакомство с библиотекой. 2. Понятие « библиотека », « библиотекарь ». 3. Загадки о книге. 4. Путешествие по библиотеке. 5. Абонемент. 6. Выставки книг. 7. Знакомство с читальным залом. 8. Викторина. 9. Заключение. Слово о слове.
«Библио» - это книга, «тека» - это храм. И стало понятно всем нам, Без этого храма большого Не будет волшебного слова, Не будет полёта мысли, Не будет мечты голубой… Но к счастью, он есть на планете, И в нашей школе родной. ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕКА?
Он – хранитель умных книг, Помни это, ученик! Он поможет выбрать том, Который взять ты вправе в дом. Он расскажет о морях, О чудесных островах, О войне и генералах, О всевозможных минералах… Знанья все он взял из книг, В мудрость книжную проник! Б ИБЛИОТЕКАР Ь.
З АГАДКИ О КНИГ Е. Говорить не говорит, Слышать не слышит, А всё знает, И нам объясняет. (книга) У стены Большой и важный – Дом стоит Многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)
Ш КОЛЬНЫЙ КНИГОГРА Д. Чудесный, школьный книгоград Ты посети ! И будешь рад и удивлён, Как много здесь Твоих знакомых и друзей. Таких значительных имён ! Здесь Пушкин, Лермонтов, Толстой, Есть Достоевский, Но постой !
Ты оглянись и посмотри : Вот эта полка о любви, Твоих друзьях, твоей мечте.
А эти книги о войне, Что прогремела на земле.
Есть книги о друзьях меньших,
И сказки и стихи … И сказки и стихи …
Из книг узнаешь много ты, Не медли! Дверь открой! Войди!
А БОНЕМЕН Т. А БОНЕМЕН Т. Книги здесь стоят рядами Полка к полке – посмотри ! Корешки пестрят цветами Красный, жёлтый, раз, два, три. Все стоят по алфавиту, « А » - Астафьев, « Б » - Бажов. Можешь ты домой их взять, Только, чур – вернуть назад !
У нас в библиотеке, У нас в библиотеке, Есть много разных книг, Есть много разных книг, Есть книги - « великаны », Есть книги - « великаны », Есть книги – « малыши ». Есть книги – « малыши ». Они стоят на полке, Они стоят на полке, Их рассмотреть, спеши ! Их рассмотреть, спеши !
ЗНАКОМСТВО С ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ. Это зал, волшебный зал. Называется – читальный Здесь газеты и журнал, Просто всё и актуально.
Справочники, словари, Очень много умных книжек Ты домой их не бери – Сядь тихонько, посмотри.
И узнаешь, что вулкан, Это страшный великан, Всё сметает на пути, Так, что лучше обойти.
Где берёза, где лещина У художника в картине.
Сколько в слове «щука» букв, Сколько в мире есть наук.
Ты в читальный зал спеши, Найдешь там много для души.
П РАВИЛО ТИШИН Ы. В читальном зале – тишина, Она здесь каждому нужна. Кому - то для зачётов, Кому - то для отчётов. Приятно думать в тишине, Или слагать стихи в уме. Для вас работает читальный С девяти до четырёх, Изучили море книжек Много умных здесь голов !
ВИКТОРИНА, «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ?» 1. У Алёнушки – сестрицы, Унесли братишку птицы. Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Высоко они летят, Далеко они глядят. Далеко они глядят. Что это за сказка ? Что это за сказка ? ( гуси - лебеди ) ( гуси - лебеди ) 2. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. А пустили волка в дом. Кем же были эти, Кем же были эти, Маленькие дети ? Маленькие дети ? ( семеро козлят ) ( семеро козлят ) 3. Она на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила и пряла. Чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть ей на бал, Когда же случилось попасть ей на бал, То голову принц от любви потерял. То голову принц от любви потерял. Она башмачок потеряла тогда же, Она башмачок потеряла тогда же, Кто она такая, кто мне подскажет ? Кто она такая, кто мне подскажет ? ( Золушка ) ( Золушка ) 4. Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт. Ищет их она, зовёт. И в дороге, слёзы льёт. И в дороге, слёзы льёт. Кто она ? Кто она ? ( Федора ) ( Федора )
С ЛОВО О СЛОВ Е. Давайте представим, хотя бы на миг. Что мы вдруг лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире, И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы. Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги, друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!