ТОФАЛАРЫ РАБОТА: ПРОЦКИХ Е.В.
Тофалары (тофа человек, каракасы устаревшее название) коренной народ в России, населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов. Говорят на тофаларском языке тюркской группы алтайской семьи.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Происхождение тофаларов связано со сложными этническими процессами, протекавшими в течение многих веков в Саянах и на прилегающей территории Южной Сибири. В конце I тысячелетия до новой эры в этот район продвинулись самодийские группы, а позднее и кетские племена. Кетское влияние прослеживается в родовом составе тофаларов и в топонимике этого региона. Решающее влияние на этногенез тофаларов оказали тюркские племена туба. В XIII в. в Саяны проникли и монгольские группы, которые довольно быстро были ассимилированы в местной тюркоязычной среде. Формирование тофаларов в отдельный этнос с общетюркским языком окончательно завершилось к XIX в. По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки к тувинцам-тоджинцам. Различия, наблюдаемые в настоящее время между двумя этими народами, результат различных исторических судеб на протяжении последних столетий. Тувинцы-тоджинцы в силу политических условий длительное время не испытывали русского влияния, в то время как тофалары с середины XVII в. находились в орбите русской культуры.
ИСТОРИЯ Впервые фоты упоминаются как племя дуба (туба, туго) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи Цин, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. К приходу первых казаков в долину реки Уды, кочевало племя с тотемическим названием каракасы или "Черные гуси", когда-то так назывался один из родов, а позднее это имя распространилось на все племя.
Русские застали карагасов данниками западно-бурятских князцов. И с середины XVII в. (с 1648 г.) каракасы попали уже под контроль Российского государства, которому ежегодно выплачивали установленный налог (ясак) пушниной. До XX в. каракасам удавалось сохранять созданную культуру и кочевую форму хозяйственной деятельности. Однако с 1930 г. они попадают под влияние государственных экономических процессов и проектов новой власти, которые в первую очередь значительно повлияли на прежние формы хозяйства и самобытную культуру. Один из примеров этого: новое имя, которое взяли себе каракасы тофалары Территория (ранее Карагасия), где они проживали и проживают с 1934 г. получила официальное название Тофалария.
ОБРАЗ ЖИЗНИ Основу традиционного хозяйства тофаларов составляет охота в сочетании с оленеводством. Основные объекты промысла белка, соболь, выдра, другие пушные звери, а также копытные лось, марал, косуля. Охотой у тофаларов занимаются не только мужчины, но и женщины. Охотились тофалары в основном при помощи ружей и собак, объезжая верхом на олене промысловый участок. Этот способ охоты сохранялся и в советское время, применяется он и сейчас. Тофалары издревле использовали и продолжают применять и сейчас различные самострелы, плашки. В домашнем производстве известны кузнечество, обработка дерева, бересты, кожи и рога. Некоторые изделия тофалар наряду с пушниной и кожами шли на продажу, в том числе подбитые камусами лыжи, курительные трубки, сёдла, некоторые берестяные изделия, меховые унты.
В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни, совершая сезонные перекочевки из таежных долин на летние горные пастбища. С началом колхозного строительства произошло оседание. До перехода на оседлость основным жилищем тофалар был конический шестовой чум, который летом покрывали полосами вываренной бересты, а с наступлением холодов (до весны) - полстями, сшитыми из выделанных шкур лося или марала при помощи сухожильных нитей. После перехода на оседлость в посёлках строили срубные дома. В советское время Охота и добыча кедрового ореха стали основными видами хозяйственной деятельности, на которых стало базироваться благополучие тофаларских семей.
СЕМЬЯ Сохранялись некоторые черты родового быта, в том числе осознание своей принадлежности к одной из восьми различавшихся своей численностью родоплеменных групп. Вплоть до начала XX в. сохранялась память о кровных родах "нён", члены которых вели своё происхождение от общего мифического предка, имели родовое имя, общую территорию расселения. Главой семьи считался мужчина, а все хозяйство в чуме и в семье вела женщина. Она должна была поддерживать огонь, приносить воду, ухаживать за оленятами, штопать и шить одежду, варить пищу. Средняя каракасская семья колебалась в пределах 4-5 человек. По данным 1925 г. наиболее часто встречалась семья из пяти человек, состоящая из мужчины-бойца, женщины-хозяйки, одного ребенка до 7 лет, одного ребенка от 7 до 14 лет и подростка или старика.
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Традиционная одежда тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Традиционная одежда в последние десятилетия постепенно вышла из обихода.
ПИЩА Употребляли главным образом варёное мясо диких копытных оленя, лося, косули, кабарги, а также медведя, зайца, белки, промысловых птиц. Молоко оленей пили в кипячёном виде, в основном добавляя в чай. Основной пищей служили лепёшки из ржаной муки, замешанной в горячей воде. Ели также мучную болтушку с солью.
ВЕРОВАНИЯ До перевода на оседлый образ жизни (к началу XX в.) по религиозным представлениям фоты были шаманистами. Наряду с шаманскими воззрениями сохранились пережитки тотемистических и анимистических воззрений в запретах, обрядах и поверьях. Под влиянием русских появились отдельные признаки христианства (со второй половины XVII в. ). Весь мир для фото в заселен духами. В основе шаманизма у них, как и у других народов Сибири, лежало и лежит представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами Верхнего и Нижнего миров.
В функции шаманов входило, главным образом лечение больных людей, домашних животных, поиски пропавших вещей и животных, предсказания будущего и посвящение домашних оленей. Шаман был в каждом улусе. Шаманом у карагасов мог быть любой человек, не моложе 18 лет, мужчина или женщина. Шаманские песнопения, состояли из ритуальных напевов и обрядовых возгласов, обращенных к духам и амулетам. Все песнопения-молитвы сопровождались звучанием бубна и металлических погремушек.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!