ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЕ ШКОЛЫ «Кирилл и Мефодий» представляет :
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ... "Нужна не компьютеризация библиотек, а комплексная компьютеризация школы. В первую очередь установка школьного сервера, создание локальной сети учреждения и т.д." (С.Кокорин, Тольятти) "Интернет в школьной библиотеке - это возможность создания единого информационного и, возможно, образовательного пространства для всех образовательных учреждений страны, это - выравнивание уровня преподавания, который, как известно, очень разнится в различных регионах" (Л.И.Кожемяко)
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ЧАСТЬ и СИСТЕМА Часть единого информационного образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в последние годы в отечественных школах и основанного на триединстве: "не-электронном пространстве", Интранете и Интернете Целостная информационная медиасистема всеобъемлющих служб, основанная на деятельностном подходе, охватывает учащихся и учителей, где бы они не работали - в учебных классах, в школьной или районной детской библиотеке, любых других помещениях школы или дома за компьютером, тем самым значительно смягчая "жесткость" классно-урочной системы. Подсистема в общей системе дистанционного образовательного и информационного обслуживания, которая может включать партнерское взаимодействие с другими информационные центрами, школами, фондами и другими грантодающими организациями, др.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ЧАСТЬ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ Медиатека, являясь частью единого школьного информационного образовательного пространства, представляется инструментом, способным внести конструктивные изменения в школьное образование. Ее программа предназначена для совершенствования процесса преподавания и обучения школы.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА На уровне "не-электронного" информационного образовательного пространства: в учебных кабинетах и других помещениях школы, возможно и располагающих компьютерным оборудованием, но не объединенных в единую локальную сеть школы, собирается фонд учебных материалов и медиасредств для внутреннего использования (возможно, есть компьютер для повседневной, рутинной работы учителя, есть телевизор для демонстрации на уроке учебных программ и видеофрагментов, проектор для просмотра диапозитивов)
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА На уровне Интранета создается школьная база данных (БД) общей административной информации и информации учебно-методического характера, специальным образом отбираемая и накапливаемая (например, в локальной сети школы в учебно-методическом блоке размещается мультимедийный веб-квест по географии для проведения самостоятельной работы школьников по этому предмету на уроках или дома, или в административном блоке - размещается информация для родителей по предстоящим экзаменам школьников).
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы БИБЛИОТЕКА/МЕДИАТЕКА - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА На уровне Интернета предоставляется доступ к информации в виде веб-сайтов в Интернете, аннотированные ссылки на которые размещаются специалистами медиацентра в локальной сети школы: для администрации школ; для школьников; для учителей; для родителей; для школьных библиотекарей.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ЧТО СПОСОБНО СОЗДАТЬ В ШКОЛЕ ЭФФЕКТИВНУЮ ПРОГРАММУ БИБЛИОТЕКИ/МЕДИАТЕКИ Какая миссия отводится библиотеке/медиатеке в данной конкретной школе? Какие факторы влияют на качественный отбор тех ресурсов, из которых состоит фонд оборудования и медиасредств, база данных (БД) школы? Какого рода деятельность необходима в библиотеке/медиатеке? Происходят ли изменения в потребностях у учащихся и учителей в библиотечных услугах? Как меняется роль библиотекаря школы? Каким образом взаимодействуют в библиотеке/медиатеке ее сотрудники друг с другом, с учителями и учащимися?
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ/МЕДИАТЕКИ Основная цель, к реализации которой стремятся создатели медиатеки в школе. В школе - это эффективно действующая служба информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса, способная внести конструктивные изменения в школьное образование.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы СОСТАВЛЯЮЩИЕ МИССИИ БИБЛИОТЕКИ/МЕДИАТЕКИ "Внутренние" и "внешние" факторы, впрямую и опосредованно влияющие на выполнение учебной программы Образовательные и индивидуальные потребности учителей и учащихся, во многом определяющие как формирование фонда медиасредств, так и влияющие на развитие форм учебно-воспитательной деятельности учащихся, учителей и других участников педагогического процесса с использованием медиа- и Интернет-ресурсов.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ уникальность расположения школы (социально- экономическое и географическое положение села, демографическое состояние, количественный и национальный состав населения, традиции), взаимодействие с управленческими структурами, подключение к работе Совета школы, населения, приоритеты школы, др.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ образовательные приоритеты школы, округа, города (области, региона), управление и координация классно-урочной и внеклассной деятельности, учебный план, традиционные, новаторские и углубленные или специальные программы, работа в рамках отдельных проектов, повышение квалификации в школе, данные об интересах, способностях, потребностях, о развитии учащихся.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ПОТРЕБНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ более полноценная подготовка к урокам систематическое повышение профессионального уровня Это предполагает оказание сотрудниками центра постоянной помощи в развитии самостоятельной деятельности учащихся (оказание услуг по выбору содержания, методики, использования медиасредств); в совместном проведении уроков или других занятий с использованием компьютера и ИТ; в создании презентаций из имеющихся медиаобъектов; в копировании учебных материалов; в получении информации о новых мультимедиа или Интернет- ресурсах по предмету; в тесном взаимодействии со специалистами центра, с учащимися и коллегами для подтверждения того, что школьники учатся работать самостоятельно с имеющимся фондом медиасредств; в совершенствовании своих собственных знаний о технологиях.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ связанные с учебной работой связанные с индивидуальными интересами В частности, потребность в чтении книг и периодики; просмотре и прослушивании видео-, аудиоматериалов, CD-ROM, DVD-дисков, др.; записывании в текстовом редакторе тех идей, которые они извлекают из фондов медиацентра; создании медиа- презентаций своих выступлений на уроке; в приобретении практических умений при создании записей школьной видеопрограммы, макетировании журнала, создании школьной веб-странички; в получении информации о новых поступлениях; во взаимодействии индивидуально или в небольших группах с другими школьниками и учителями, др. Список потребностей учащихся можно продолжить, но, обобщенно: школьники нуждаются в условиях для самовыражения, коммуникации и социальной адаптации.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ПОТРЕБНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ Потребности администрации в программе школьного библиотечного медиацентра можно определить достаточно кратко, подробнее остановившись на разъяснении того спектра деятельности, которую администрации готова осуществлять в его условиях: в оперативной связи с вышестоящими организациями, в сборе и обработке административной информации для принятия управленческих решений, в повышение квалификации.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Основные : фонд медиаресурсов и аппаратуры для его использования; достаточные помещения; сотрудники, способные обеспечить работу аппаратуры и деятельность учителей и учащихся - индивидуальную и в группе; адекватное финансирование; Поддерживающие : управление, организация образовательного процесса с библиотечными и медиаресурсами, техническая служба; Первичные : планирование и осуществление деятельности, обучение и повышение квалификации, модификация и создание новых ресурсов для учебно-познавательных целей, консультационная служба и обслуживание учащихся и учителей.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ МЕДИАТЕКИ ШКОЛЫ Осмысление роли медиатеки для осознания миссии этой службы в учебно-воспитательном процессе школы. Четкое распределение ответственности между всеми сотрудниками медиатеки. Определение тех методических приемов и форм деятельности, которые будут использоваться в медиатеки и будут едины для всех служб, фондов и баз данных информационной системы. Эффективно работающая локальная сеть школы, связующая элементы системы с единое целое. Программа школьной медиатеки, которая держит в центре внимания всю систему.
Школьная библиотека/медиатека в единой информационной службе школы Спасибо за внимание! Отдел образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий» тел. (095) , www: докладчик: к.п.н. Елена Николаевна Ястребцева