Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка 4 курса Андреева Татьяна Сергеевна Научный руководитель: старший преподаватель Моргунова Юлия Николаевна
Развитие памяти является одним из «ключевых» моментов в развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем готовности к школе.Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов, в том числе и памяти, которая является базой для развития речи.
Объект : содержание обучения детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня Предмет : коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти дошкольников лет с общим недоразвитием речи 3 уровня
Учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи можно предположить, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня обнаруживается своеобразие и более низкий уровень развития памяти, чем у нормально развивающихся дошкольников. Развитие памяти у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи будет более эффективным при условии: - учета выявленных особенностей памяти у детей с общим недоразвитием речи; - - если использовать дидактические игры, упражнения, с целью развития памяти в режимных моментах и как часть занятий НОД. - - если включать родителей в процесс использования игр в развитии памяти у детей посредством повышения их осведомленности по проблеме.
изучение особенностей, уровня развития памяти и направлений коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня
1 изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования 2 проанализировать психолого-педагогическую характеристику дошкольников, участвующих в исследовании 3 изучить уровень развития памяти у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи и сравнить результаты с нормой 4 провести коррекционно – педагогическую работу по развитию памяти у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи 5 повторно изучить уровень развития памяти у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи 6 разработать рекомендации для педагогов и родителей по теме исследования
Теоретический метод : включает в себя изучение литературы по проблеме развития памяти у дошкольников 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи. Применение этого метода позволило определить научную основу исследования, конкретизировать цель и задачи исследования, а также подобрать диагностические задания Организационный метод : организация исследования, выбор базы исследования, отбор испытуемых детей Метод изучения документации :(анамнестических данных, речевых карт) использование этого метода в исследовании является источником получения фактических данных и позволяет выявить особенности развития памяти у дошкольников 5 – 6 лет, с общим недоразвитием речи Метод наблюдения : В ходе использования данного метода была выявлена степень запоминания и получено общее представление о психолого-педагогических особенностях дошкольников 5 – 6 лет, с общим недоразвитием речи Эмпирические методы : включали в себя констатирующий формирующий и контрольный эксперименты (тесты, диагностические задания и дидактические игры) Обрабатывающие методы : количественный и математико-статистический анализ полученных данных Интерпретационные методы : метод качественного анализа результатов диагностических заданий, обсуждение результатов эксперимента, формулирование обобщающих выводов
Исследование проводилось с по года на базе ГБОУ Детский сад комбинированного вида 2360 г. Москвы
Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева «Изучение особенностей памяти старших дошкольников», А. Р. Лурия «10 слов», Т. И. Пашукова, Б. Ю. Шапиро «Исследование зрительной и слуховой памяти». Направления: 1. Исследование слуховой памяти. 2. Исследование зрительной памяти. 3. Исследование опосредованного запоминания
Цель:: выявить уровень развития и специфику памяти у дошкольников старшего возраста с ОНР Задачи: 1) подобрать методики диагностики зрительной, слуховой памяти и опосредованного запоминания дошкольников. 2) отобрать детей для экспериментального исследования; 3) провести их обследование; 4) сформулировать выводы об исходном уровне развития зрительной, слуховой памяти и опосредованного запоминания детей.
Уровни развития зрительной, слуховой памяти и опосредованного запоминания в констатирующем эксперименте, в группе нормально развивающихся детей, в % Уровни развития зрительной, слуховой памяти и опосредованного запоминания в констатирующем эксперименте, в экспериментальной группе, в % Рисунок 2
Цель 1 Подготовительный этап: создание предметно – развивающей среды, беседа с детьми, чтение художественной литературы, наблюдения 2 Основной этап: дидактические игры, направленные на развитие зрительной, слуховой памяти и опосредованного запоминания 3 Заключительный: работа с родителями и воспитателями: консультации, родительские собрания, дискуссии
Цель: проверить эффективность проведенной коррекционно- педагогической работы
Уровни развития зрительной, слуховой памяти и опосредованного запоминания в контрольном эксперименте, в контрольной группе, в %
Спасибо за внимание