Антон Павлович Чехов Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника»
Слово о писателе «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Л. Н. Толстой В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…». А. М. Горький
«Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери» Годы жизни: – Место рождения: г. Таганрог Отец: Павел Егорович Чехов, владелец бакалейной лавки Мать: Евгения Яковлевна
«В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды» Псевдонимы (более 50): Антоша Чехонте Человек без селезёнки Брат моего брата Дон - Антонио Чехонте Ч. Хонте Акакий Тарантулов Шиллер Шекспирович Гете Дяденька Архип Индейкин
Творчество Герой: средний человек из самых разных социальных слоев и групп Объект изображения: обыденная повседневная жизнь Сборники: «Пёстрые рассказы» и «Невинные речи»
Творчество в 1890-е годы Главная тема: разоблачение иллюзий, смешных претензий, ложных представлений, убивающих живое чувство Позиция писателя: у человека всегда есть выбор между естественным и искусственным, истинным и ложным, безнравственным и нравственным Рассказы и повести: «Попрыгунья», «Палата 6», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Дама с собачкой»
Чехов - драматург Художественный театр К.С. Станиславского и Вл.И. Немирович- Данченко «Чайка» «Дядя Ваня» «Три сестры» «Вишнёвый сад»
«… в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то … детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре. … И вместе угадывалось что-то более глубокое..." В. Г. Короленко. "Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества". И.Е.Репин. А.П.Чехов г. Фото Х. Бабаева А.П.Чехов. Портрет И.Э. Браза, 1898 г.
Тема «маленького человека» в русской литературе «Маленький человек» велик в своем сопротивлении жизненным обстоятельствам и неизбежно гибнет под его натиском
Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема маленького человека это сквозная тема русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек». Одно из определений предложено исследователем литературы А.А. Аникиным: «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.».
Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе? Первый период развития русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, воины. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени: Пётр I строил сильное государство. Классицистов волновали потребности государства и человек как гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны личные потребности и переживания людей.
Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях". Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", которая имела огромное значение для всей последующей литературы. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.
Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. «Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. «Душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Нам кажется, что Н. В. Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать робость души героя, и, даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по - прежнему остался лишь «маленьким человеком». Н. В. Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.
Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника!
Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм.