Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна
Поскольку личность – продукт культурной, а не биологической эволюции, то можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает на личность максимальное влияние. Общество способно влиять на личность положительно – развивая ее, и отрицательно – подавляя. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Социализация Социализация становление личности процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап.
Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их выгодно применять силу и ум и т.д. Но главное отличие – выполнение социальных ролей. Дети – единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей. У них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Родительство – прежде всего социально приобретаемое отношение. Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах.
Юность завершает активный период социализации. Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, называемое молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием.
Если раньше они смотрели на мир глазами своих родителей, то сейчас ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с позицией родителей, а частично – со взглядами сверстников.
Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество не что иное, как попытка играть роль взрослых.
Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослось возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы.