Чарльз Джон Хаффем Диккенс английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало.
Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута Лэндпорте.Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса и Элизабет Диккенс.
Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. 11 летний Чарльз не оканчивал начальной школы,а работал на фабрике по производству ваксы(крем для обуви), где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы.
Живя в ужасной нищете подросток тайком писал рассказы. Но в публикации ему отказывали. Наконец, рассказ напечатали, и редактор, не уплатив ни шиллинга, похвалил его. Похвала повлияла на жизнь мальчика.
Чарльз был определён в Wellington House Academy, где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию,он стал работать свободным репортёром, вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «en:Morning Chronicle». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл дочь директора банка
Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой. Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев,сначала выходили в газетном варианте и принесли молодому автору достаточно славы.
Головокружительный успех ожидал Диккенса в этом же году по мере выхода в свет глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» В этом романе он рисует старую Англию с самых различных её сторон, восхищаясь её добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих лучшим представителям английской мелкой буржуазии. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке, имя которого мистер Пиквик утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота.
Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никльби» «Приключения Оливера Твиста (1838) история сироты, родившегося в работном доме и жившего в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всем их живом великолепии и безобразии.
С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кейт Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение - рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время она беспрекословно выполняла любое указание Диккенса. С годами он не только перестал любить жену, но начал призирать ее.
Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью». Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.
Диккенс до того ненавидел памятники, что в своем завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи. Но кто-то из почитателей его таланта ослушался и все-таки заказал монумент. Семья Диккенса отвергла скульптуру, и та, в конце концов, нашла пристанище в филадельфийском Кларк- парке.
Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего идола английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни..