Педагогическое общение это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (Леонтьев А.Н.)
Направленность педагогического общения на само учебное взаимодействие на обучающихся на предмет усвоения
Ориентированность педагогического общения на субъектов Личностная СоциальнаяПредметная
Функции общения Побудительная- стимуляцию активности учащегося Амотивная (эмоциональная) – побуждение эмоциональных переживаний Контактная - установление контакта Информационная – передача общественного и профессионального опыта
Структура педагогического общения
Качества личности педагога, важные для общения показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана фасцинация (основа обаяния); прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении; импровизационный ум; эмпатия (способность поставить себя на место другого); доброжелательность; аутентичность (умение быть собой); инициативность в общении; непосредственность; принятие своих и чужих без страха; стремление к самопознанию.
Модели педагогического общения Учебно-дисциплинарная модель общения, или «Делай как Я» Характерен авторитарный стиль общения; Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; Тактика общения: диктат или опека; Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Личностно-ориентированная модель общения взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения; способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка; Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей; Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания)
Педагогическая культура общения
Профессионально- коммуникативные умения педагога Социально-психологические умения – это умения располагать учащихся к общению, рефлексировать, использовать психологические средства – вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия – внушения, убеждения, идентификации и т.д.; Нравственно-эстетические умения – это умения строить общение на гуманной, демократической основе; Эстетические умения – это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным; Технологические умения – это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия соблюдать педагогический такт.
Общительность – как качество учителя Его наличие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Это - умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего. Включает в себя: коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство – желание находиться в обществе; альтруистические тенденции – эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение «погружаться» в мир другого человека.
Вербальная культура общения От уровня коммуникативной культуры педагога зависит возможность ученика адаптироваться в учебном процессе, в обществе; способность уменьшить влияние отрицательных факторов на его эмоциональное состояние, самосознание.
Правила речевой культуры педагога: Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения. Педагог должен говорить внятно. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими; Педагог должен говорить с интонацией; Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся.
Невербальная культура общения Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Это общение передает 55% информации.
Основные невербальные средства Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях; Лицо является главным источником информации о психологических состояниях человека. Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком. Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее;
Педагогический такт Проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся.
Стили педагогического общения (по роли участников педагогического процесса) Авторитарный роли строго регламентированы, учащимся подчинённая роль; постепенное отставание от возрастающих возможностей ребёнка, что приводит к несоответствию педагогического стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося. Попустительский Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников. Демократичный определённая регламентация ролей участников диалога; свобода проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера; Именно такой стиль позволяет корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.
Некоторые принципы в общении принимать ученика таким, каков он есть; верить в способности учеников, стимулировать их; уважать личность ученика; не унижать достоинства ученика; не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий; помнить, что любой может ошибаться; не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Презентацию подготовила студентка 21 ЕН Кучер Кристина