XIII – 80-е годы XIV века – падение конец XIV - XV века - возрождение
Подготовили Самойлова Н., Стерликова Т.
Устное народное творчество – былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обряды и иная поэзия-отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире.
Былины о Василии Буслаеве и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.
Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах, кроме фактов древнерусской истории, отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликова, освобождение от ига Орды.
Фольклорные черты имеют многие произведения литературы – сказания, например, о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол – хана и его отряда. В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой – игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимают это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: « Нина ком не взыскалося».
Житие святого Александра Невского
Житие святого Довмонта, псковского князя
Сергий Радонежский и Дмитрий Донской Задонщина
Сергий Радонежский и Дмитрий Донской «Задонщина» Автор: Софоний Рязанец
«Сказание о Мамаевом Побоище»
«Повесть о разорении Москвы ханом Тохтамышем»
Впервые излагаются факты русской истории в контексте мировой истории. Изложение начинается с происхождения славян, со ссылкой на «Повести временных лет, тем самым подчёркивается преемственная связь поколений. «Русский хронограф»
«Быт, славянские праздники» сообщение Клениной Натальи