Издревле на Руси к лошади относились с любовью и даже почитанием не только простые смертные: крестьяне и воины, но и люди, облечённые властью. Уже первые русские князья стремились собрать в своих конюшнях хороших лошадей. Поскольку в то неспокойное время князья с дружинниками защищали границы своих владений, они в лошадях ценили больше практические качества: резвость, выносливость, неприхотливость. О достоинствах княжеского коня мы читаем в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина: Твой конь не боится опасных трудов, Он, чуя господскую волю. То смирно стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод, и сеча ему ничего… В этом произведении князь Олег называет своего коня товарищем и верным слугой. Но к лошади относились не только как к средству передвижения, их, действительно, любили, о чём свидетельствует, например, такой исторический факт: в 1149 г. Андрей Боголюбский приказал с почестями похоронить своего израненного в бою коня, который спас ему жизнь. О трепетном отношении к лошади говорят и обряды того времени. Например, когда двум сыновьям Суздальского князя Всеволода Великого исполнилось три и четыре года, было проведено торжественное «пострижение», которое означало принятие их в число благородных всадников- дружинников. У каждого из мальчиков отрезали прядь волос и в присутствии священников и бояр посадили на коней. Посвящение в дружинники завершилось роскошным пиром, на котором Всеволод угощал, одаривал золотом и серебром, конями и дорогими одеждами преданных ему князей. Другой воинствующий князь Святослав всю жизнь провел на коне (даже спал в походах на попоне, подложив седло под голову). В четырёхлетнем возрасте он впервые участвовал в военном походе. Основной военной силой русских князей была конная дружина, об этом свидетельствуют летописи, в которых есть даже данные о количестве лошадей у русских князей перед нашествием монгольских захватчиков. Есть описание одной из княжеских междоусобиц, в которой войско князя Изяслава «разграбиша Игорева и Святославля стада... кобыл стадных 3000, и конь 1000». На Руси во второй половине XIII в появляются святые покровители лошадей и военного дела: Фрол и Лавр. Правители Московского государства стремились окружить себя богатством и роскошью. Это придавало значимость государству в отношениях с другими странами. В то время одним из символов богатства и процветания были красивые, статные, сильные и резвые кони. Появляются первые конезаводы при Иване III. Во время его правления основан Хорошевский завод, который был построен под Москвой, у села Хорошева, в излучине Москвы-реки. Иван IV (Грозный) также любил лошадей, особенно аргамаков, в период его правления в Московском государстве аргамаков широко использовали для улучшения существующих пород (как тогда говорили, для припуску), а также для торжественных выездов. знавший толк в лошадях, любил пышные выезды. При Иване Грозном не только бояре выращивали в своих конюшнях аргамаков, появляются конюшенные слободы в Подмосковье, кроме того, строятся две конюшни в самой Москве: на царском дворе и на Варварской улице (обе сгорели в 1574 г. во время Великого пожара).