Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений в речевом развитии учащихся; восполнение пробелов в знаниях программного материала по родному языку; осуществление коррекционно-воспитательного воздействия. Суть логопедической работы заключается в одновременной реализации упомянутых аспектов. Вся коррекционная работа делится на 3 последовательных этапа, которые определяются последовательностью устранения отклонений в развитии каждого из компонентов речевой системы. В начале работы (1 этап) основное внимание сосредотачивается на преодолении недочетов фонетической стороны речи; включает формирование фонематических представлений; 2 этап. По мере накопления учащимися обобщенных представлений о фонемах, восполняются проблемы в лексике и грамматике; 3 этап. Решается задача развития и совершенствования связной речи учащихся.
Этапы коррекционной работы Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррекционной воспитательной работы I ЭТАП Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи занятий. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Звуки и буквы; гласные и согласные; слог; твердые и мягкие согласные; разделительный Ь; Ъ; звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные. Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
Этапы коррекционной работы Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррекционной воспитательной работы II ЭТАП Восполнение пробелов в развитии лексико- грамматических средств языка занятий. 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу. Состав слова: корень слова; однокоренные слова; окончание; приставка; суффикс; приставки и предлоги; сложные слова; род существительных и прилагательных; число; падеж; время глаголов; безударные гласные. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
Этапы коррекционной работы Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррекционной воспитательной работы III ЭТАП Восполнение пробелов в формировании связной речи. 40 занятий. Развитие навыков построения связного высказывания: а) установлений логической последовательности, связности; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.). Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; связь слов в предложении; предложения с однородными членами; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; текст; тема; главная мысль. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля контрольных действий, способности к переключению.
системность, последовательность, доступность, комплексность, всестороннее развитие и т.д. онтогенетический, патогенетический, принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, принцип поэтапного формирования умственных действий, принцип учета психологической структуры письма и чтения
Коррекционная работа по преодолению нарушений письма и чтения в общеобразовательных школах в основном проводится на групповых занятиях (2, 3 класс). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Коррекционная работа включает последовательные этапы.
Нарушение дифференциации фонем проявляется в заменах фонетически близких букв на письме. Ошибки на замены и смешения букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Использование кинестезией при дифференциации звуков часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения. Работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится в определенной последовательности: 1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. 3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Педагог предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Из набора слов исключается слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо соотнести с соответствующей буквой. 4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце слова, после какого звука, перед каким звуком. 5. Выделение слова с данным звуком из предложения. По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен быть насыщен словами со смешиваемыми звуками. Работа проводится в определенной последовательности: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетическое ощущения. 2. Выделение звуков на фоне слога. Для этого необходимо научить детей дифференцировать звуки в слогах при их восприятии на слух и при воспроизведении в произношении, различать слоги из заданных звуков. 3. Формирование умения дифференцировать звуки в слове. Педагог предлагает слова, включающие данные звуки и не имеющих их. 4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце, после какого звука, перед каким звуком стоит заданный звук. По указанному плану отрабатывается каждая пара из смешиваемых звуков.
Фонематический анализ и синтез предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение (узнавание) звука на фоне слова. Эта форма анализа формируется в первую очередь. Более сложной формой является вычленение его места в слове, самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.
Работа проводится в следующей последовательности: 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, то есть определение наличия звука в слове. 2. Вычленение звука, находящегося в различной позиции в слове. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план, окончательное становление умственного действия (по П. Я. Гальперину).
I этап - формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия. Работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова, состоящую из определенного количества клеточек и фишек. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, осуществляемое учеником, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове. II этап - формирование действия звукового анализа в речевом плане. На этом этапе исключается опора на материализацию действия. Формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняют их количество. III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Учащиеся определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, то есть на основе представлений.