Сюжетно-ролевые игры «Детский сад – дом радости»
Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место. Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, выполнять ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.
Ребенок учится игре в каждом из семи ее видов: - сюжетно-ролевая - строительная - театральная - дидактическая - подвижная - музыкальная - игра-забава.
Актуальность Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
- Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих. - Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. - Роль - игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
В каждом возрасте перед воспитателем стоят разные задачи развития сюжетно- ролевых игр.
В младшем дошкольном возрасте работа должна быть педагога направлена на то, чтобы содействовать: - своевременному переходу игры от предметно-отобразительной к сюжетно- ролевой (укладывает куклу спать, варит обед), как форме, в которой ребенок переходит к передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье (мама, папа заботятся о дочке) - овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности, направленной на заботу о ребенке, а также о форме выражения заботливого и избирательного отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми -организация предметной игровой среды: обеспечению напольным строителем, из которого малыш может сам создать кроватку, сто, стул и т.д., различными атрибутами с помощью которых можно передать отношение заботы о кукле или собачке и т.п. - объединению нескольких детей в совместной игре («Гости», «Путешествие на машине») - тому чтобы малыш называл свою роль, чтобы количество игровых действий увеличивалось, выходило за пределы только одной ситуации, появлялась специфическая ролевая речь - развитию индивидуальных игр, игр рядом, когда каждый овладеет данным уровнем игры на уровне самостоятельности и творчества - использование в самостоятельных играх сюжетов, освоенных в совместной с воспитателем деятельности.
В среднем дошкольном возрасте перед педагогом стоят следующие задачи : - содействовать развитию игры, как формы, в которой ребенок переходит к передачи отношений в мире взрослых, овладению умением называть игру, в которую играет, словесно обозначать свою роль и роли других детей, согласовывать свои действия с выбранной ролью, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые действия других детей - поддержка интереса мальчиков и девочек не только к предметам и их функциям, но и их взаимодействию - проявлению добрых чувств по отношению к партнеру по игре и игрушкам, интереса к общему замыслу - упражнению в математических представлениях необходимых для развития сюжета игры - разумному сочетанию образных игрушек, игровых наборов, больших игрушек, настольно-печатных игр и игрового материала, которыми ребенок пользовался как предметами заместителями
В старшем дошкольном возрасте ряд задач обогащается следующим задачами: - оптимизация взаимоотношений между детьми в группе, формированию в процессе игры взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательности, готовности выручить товарища, заступиться за него, если нужно, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо разрешать споры, недоразумения - созданию стойких играющих коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями, развитию длительных игр продолжающихся в течении нескольких дней, поддерживая интерес к начатой игре, соединяя игру и труд, проводя повторные прогулки, экскурсии, сохраняя детские постройки, связанные с игрой - совместному достижению целей игры, преодолению трудностей, переживанию им в игре радости, удовольствия -развитию творческой инициативы, способности самостоятельно создавать и реализовывать игровые замыслы, самостоятельно организовывать игру, согласовывать друг с другом свои действия - развитию игр, в которых положительные привычки и нравственные качества - использованию игр, развивающих любознательность, умение наблюдать, самостоятельно решать умственные задачи.
Выполнению любой деятельности, которая вызвала интерес у ребенка, в том числе и сюжетно-ролевая игра, ему нужно учится – последовательно восходить с уровня узнавания к уровню выполнения под руководством наставника, а затем к уровню самостоятельного и творческого выполнения. Данный закон положен в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, и сюжетно-ролевой игре тоже, и назван Н.М. Крыловой «Лесенка успеха»
Игра должна обязательно быть устремлена к нравственному уроку, не становится пустой забавой, но при этом она должна оставаться игрой, а не превращаться в преждевременный урок, механическое занятие, повторение того, что показывают воспитатели!