Развитие речи детей посредством художественной литературы. Подготовила воспитатель Кулик Е.Т.
Актуальность Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации
ЦЕЛЬ Определить значение художественной литературы для развития речи дошкольников.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
В младшем возрасте целью моей работы было формирование интереса к художественному слову у детей. Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного мира, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии.
В среднем возрасте я целью своей работы определила развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Дети с удовольствием увлеклись инсценированием известных сказок, придумывали сказки сами.
Совместно с музыкальным руководителем был разработан сценарий сказки, где дети показывали театрализованное представление «Теремок на новый лад».
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается: 1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним; 2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание; 3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает; 4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок; 5. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений; 6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций; 7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании; 8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.
Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.