Двадцать третье апреля Классная работа Обращение. Знаки препинания при обращении. Риторическое обращение. Стилистическое использование обращений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 8 классе. Для перехода к соответствующему разделу нажмите.
Advertisements

ОБРАЩЕНИЕ Что мы называем обращением? Является ли обращение членом предложения? Какими бывают обращения с синтаксическо й точки зрения? Форму какого падежа.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: обращение (презентация)
Обращения Обращение – Это слово(или сочетание слов),называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение Распространенное Прекрасны вы, поля земли родной.
Пунктуация при обращении. Обращение это слово или сочетание слов, которые называют того (то), к кому (к чему) обращаются с речью (с вопросом, с рассказом,
Обращение Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или чему адресована (обращена) речь. Дорогие гости, милости просим за стол.
Энциклопедия одного слова. Толковый словарь 1.Лексическое значение 2.Однозначное или многозначное 3.Употребляется ли в переносном значении!
Урок русского языка в 8 классе Учитель: Хаустова И.Н.
1) Знать определение обращения. 2) Уметь находить в предложении обращения и правильно расставлять знаки препинания при них. 3) Отличать обращение от подлежащего.
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Обидное слово Цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям; повышение самооценки, возможность сделать приятное другому человеку.
5 класс Спишите, поставьте пропущенные знаки препинания. Выделите обращение. Ветер ветер Ты могуч, ты гоняеш.. Стаи туч. Свет наш солнышко Ты ходиш.. круглый.
Предложения с обращениями. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь: Дорогие гости, милости.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: ИЛЬЧЕНКО Е.Н. УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ: КРАСИЛЬНИКОВА Ю.А. ОБРАЩЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЁМ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение» … Учитель МАОУ СОШ 2 Каретникова М.Г.
Почемучка на карнавале На карнавале Почемучек познакомили с представительницей слов, не являющихся членами предложения. На карнавале Почемучек познакомили.
ОБРАЩЕНИЕ И ЕГО ВЫДЕЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ Фрагмент урока - презентации в 5 «В» классе. Фрагмент урока - презентации в 5 «В» классе. (Объяснение нового материала).
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
Транксрипт:

Двадцать третье апреля Классная работа Обращение. Знаки препинания при обращении. Риторическое обращение. Стилистическое использование обращений

ХОРОШО ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ

ЦЕЛИ УРОКА: Обращение, риторическое обращение Стилистическое использование Культура использования обращений

Из истории обращений благородие превосходительство высокородие сиятельство величество преподобие священство Ваша милость мадам сударыня сударь господин Начало xx века

Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь. Саша, у тебя сегодня сколько уроков?

В древнерусском языке для обращений существовал специальный падеж (седьмой). Он назывался звательным. В сказке А.С.Пушкина мы находим древнюю форму обращения «старче». Приплыла к нему рыбка, и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Знаки препинания при обращении Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Знаки препинания при обращении Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. О небо, над нами синей! Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава. Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются. Здравствуй, солнце да утро весёлое! Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены): I вариант 1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. К утру мороз крепчал. 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Муравьи санитары леса. 5. Догорай костёр дотла. II вариант 1. Что ты рано осень в гости к нам пришла. 2. Подкралась осень незаметно. 3. Песню эту пронесём друзья по свету. 4. Друзья познаются в беде. 5. Прощай любимый город.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа. Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов).

Проанализируйте текст «Слово о полку Игореве», и выделите в нем риторическое обращение 1. Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! О Боян, соловей старого времени! Как бы воспел ты битвы сии, Скача соловьем по мысленно древу, Взлетая умом под облака, Свивая все славы сего времени, Рыща тропою Трояновой через поля на горы! Тебе бы песнь гласить Игорю, оного Олега внуку: Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому! Тебе бы петь, вещий Боян, внук Велесов! О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!

Риторические фигуры в поэзии Пушкина Бог помочь вам, друзья мои, В заботах жизни, царской службы, И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви! («19 октября 1827») Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья... («К Чаадаеву») Прощай, свободная стихия! («К морю») О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич! («О муза пламенной сатиры!»)

Прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов А.П.Чехова. Выпишите обращения из каждого отрывка.

ОБРАЩЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Какие обращения вы используете при официальном общении со старшими и учителями, сотрудниками по работе? Ответы учащихся были такими: 1) полное имя и отчество- 80%, 2) без конкретизации имени, использование местоимения Вы-10%, 3) стяжение имени и отчества (Марь Ивановна)-5%, 4) чрезмерное стяжение имени и отчества (Сан Саныч)-5% Ответы студентов: 1) полное имя и отчество-70%, 2) без конкретизации имени, использование местоимения Вы- 30%. Ответы учителей и родителей: 1) полное имя и отчество- 85%, 2) стяжение имени и отчества (Марь Ивановна)-5%, 3) только отчество (Петровна)-5%, 4) только фамилия-5%.

Обращения в неофициальной сфере Какие обращения используют учащиеся, студенты, родители и учителя в среде сверстников? Ответы учащихся: 1) нейтральная форма имени-40%; 2) недоброжелательная форма имени -20%; 3) уменьшительно- ласкательная форма имени -15%; 4) по прозвищу, кличке -10%; 5) нейтральная форма, называющая группу лиц -10%; 6) оскорбительная форма -5%. Ответы студентов: 1) нейтральная форма имени-35%; 2) недоброжелательная форма имени -25%; 3) уменьшительно- ласкательная форма имени -15%; 4) по прозвищу, кличке -10%; 5) нейтральная форма, называющая группу лиц -10%; 6) по фамилии -5%. Ответы родителей и учителей: 1) нейтральная форма имени- 40%, 2) по имени-отчеству-20%, 3) по отчеству-10%, 4) уменьшительно-ласкательная форма имени -10%

Обращения в семейно-бытовой сфере общения Какие обращения чаще употребляют дети при общении с родителями? Ответы учащихся были такими: 1) мам, пап - 50%, 2) мама, папа – 25%, 3) ма, па – 10%, 4) родители – 5%, 5) предки – 5%, 6) уменьшительно-ласкательные формы слов мама и папа – 5%. Ответы студентов: 1) мам, пап - 60%, 2) мама, папа – 30%, 3) родители – 5%, 4) уменьшительно-ласкательные формы слов мама и папа – 5%. Ответы родителей и учителей: 1) мама, папа – 50%, 2) бабушка, дедушка - 40%, 3) уменьшительно-ласкательные формы слов мама и папа – 5%. - Какие обращения используют родители, обращаясь к своим детям? Ответы учащихся: 1) по имени - 40%, 2) уменьшительная форма имени - 20%, 3) сын, дочь и образованные от них формы - 20%, 4) уменьшительными формами названий животных и природных явлений (Зайчик, Котик, Солнышко, Звездочка) - 15%, 5) по имени-отчеству - 4%, 6) по фамилии и имени - 1%. Ответы студентов: 1) сын, дочь и образованные от них формы - 60%, 2) по имени - 30%, 3) уменьшительная форма имени - 9%, 4) по имени-отчеству - 1%. Ответы родителей и учителей: 1) сын, дочь и образованные от них формы - 60%, 2) по имени - 30%, 3) уменьшительная форма имени - 10%.

ОБРАЩЕНИЕ В РЕКЛАМЕ Риторическое обращение «Дорогие женщины», «Мамы и папы», «Любители охоты», «Автомобилисты», «Уважаемые владельцы Toyota».

Домашнее задание Составьте записку 1 в. – родителям, брату или сестре; 2 в. – директору фирмы по ремонту компьютеров; Используйте следующие обращения (по выбору): мой милый, дружок, уважаемый господин…, малышка, милый мой человек, дорогая мамочка, старина, братишка, сестренка, имя собственное Можете придумать свои обращения.

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин. Слово о словах)