Двадцать третье апреля Классная работа Обращение. Знаки препинания при обращении. Риторическое обращение. Стилистическое использование обращений
ХОРОШО ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ
ЦЕЛИ УРОКА: Обращение, риторическое обращение Стилистическое использование Культура использования обращений
Из истории обращений благородие превосходительство высокородие сиятельство величество преподобие священство Ваша милость мадам сударыня сударь господин Начало xx века
Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь. Саша, у тебя сегодня сколько уроков?
В древнерусском языке для обращений существовал специальный падеж (седьмой). Он назывался звательным. В сказке А.С.Пушкина мы находим древнюю форму обращения «старче». Приплыла к нему рыбка, и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Знаки препинания при обращении Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.
Знаки препинания при обращении Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. О небо, над нами синей! Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава. Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются. Здравствуй, солнце да утро весёлое! Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. Петька, да Петька же, куда ты запропастился?
Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены): I вариант 1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. К утру мороз крепчал. 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Муравьи санитары леса. 5. Догорай костёр дотла. II вариант 1. Что ты рано осень в гости к нам пришла. 2. Подкралась осень незаметно. 3. Песню эту пронесём друзья по свету. 4. Друзья познаются в беде. 5. Прощай любимый город.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа. Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов).
Проанализируйте текст «Слово о полку Игореве», и выделите в нем риторическое обращение 1. Не прилично ли будет нам, братия, Начать древним складом Печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича! О Боян, соловей старого времени! Как бы воспел ты битвы сии, Скача соловьем по мысленно древу, Взлетая умом под облака, Свивая все славы сего времени, Рыща тропою Трояновой через поля на горы! Тебе бы песнь гласить Игорю, оного Олега внуку: Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому! Тебе бы петь, вещий Боян, внук Велесов! О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!
Риторические фигуры в поэзии Пушкина Бог помочь вам, друзья мои, В заботах жизни, царской службы, И на пирах разгульной дружбы, И в сладких таинствах любви! («19 октября 1827») Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья... («К Чаадаеву») Прощай, свободная стихия! («К морю») О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич! («О муза пламенной сатиры!»)
Прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов А.П.Чехова. Выпишите обращения из каждого отрывка.
ОБРАЩЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Какие обращения вы используете при официальном общении со старшими и учителями, сотрудниками по работе? Ответы учащихся были такими: 1) полное имя и отчество- 80%, 2) без конкретизации имени, использование местоимения Вы-10%, 3) стяжение имени и отчества (Марь Ивановна)-5%, 4) чрезмерное стяжение имени и отчества (Сан Саныч)-5% Ответы студентов: 1) полное имя и отчество-70%, 2) без конкретизации имени, использование местоимения Вы- 30%. Ответы учителей и родителей: 1) полное имя и отчество- 85%, 2) стяжение имени и отчества (Марь Ивановна)-5%, 3) только отчество (Петровна)-5%, 4) только фамилия-5%.
Обращения в неофициальной сфере Какие обращения используют учащиеся, студенты, родители и учителя в среде сверстников? Ответы учащихся: 1) нейтральная форма имени-40%; 2) недоброжелательная форма имени -20%; 3) уменьшительно- ласкательная форма имени -15%; 4) по прозвищу, кличке -10%; 5) нейтральная форма, называющая группу лиц -10%; 6) оскорбительная форма -5%. Ответы студентов: 1) нейтральная форма имени-35%; 2) недоброжелательная форма имени -25%; 3) уменьшительно- ласкательная форма имени -15%; 4) по прозвищу, кличке -10%; 5) нейтральная форма, называющая группу лиц -10%; 6) по фамилии -5%. Ответы родителей и учителей: 1) нейтральная форма имени- 40%, 2) по имени-отчеству-20%, 3) по отчеству-10%, 4) уменьшительно-ласкательная форма имени -10%
Обращения в семейно-бытовой сфере общения Какие обращения чаще употребляют дети при общении с родителями? Ответы учащихся были такими: 1) мам, пап - 50%, 2) мама, папа – 25%, 3) ма, па – 10%, 4) родители – 5%, 5) предки – 5%, 6) уменьшительно-ласкательные формы слов мама и папа – 5%. Ответы студентов: 1) мам, пап - 60%, 2) мама, папа – 30%, 3) родители – 5%, 4) уменьшительно-ласкательные формы слов мама и папа – 5%. Ответы родителей и учителей: 1) мама, папа – 50%, 2) бабушка, дедушка - 40%, 3) уменьшительно-ласкательные формы слов мама и папа – 5%. - Какие обращения используют родители, обращаясь к своим детям? Ответы учащихся: 1) по имени - 40%, 2) уменьшительная форма имени - 20%, 3) сын, дочь и образованные от них формы - 20%, 4) уменьшительными формами названий животных и природных явлений (Зайчик, Котик, Солнышко, Звездочка) - 15%, 5) по имени-отчеству - 4%, 6) по фамилии и имени - 1%. Ответы студентов: 1) сын, дочь и образованные от них формы - 60%, 2) по имени - 30%, 3) уменьшительная форма имени - 9%, 4) по имени-отчеству - 1%. Ответы родителей и учителей: 1) сын, дочь и образованные от них формы - 60%, 2) по имени - 30%, 3) уменьшительная форма имени - 10%.
ОБРАЩЕНИЕ В РЕКЛАМЕ Риторическое обращение «Дорогие женщины», «Мамы и папы», «Любители охоты», «Автомобилисты», «Уважаемые владельцы Toyota».
Домашнее задание Составьте записку 1 в. – родителям, брату или сестре; 2 в. – директору фирмы по ремонту компьютеров; Используйте следующие обращения (по выбору): мой милый, дружок, уважаемый господин…, малышка, милый мой человек, дорогая мамочка, старина, братишка, сестренка, имя собственное Можете придумать свои обращения.
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить, И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. (В.Солоухин. Слово о словах)