Двадцать шестое ноября Классная работа Имя прилагательное как часть речи. Написание окончаний прилагательных. Правописание Не с прилагательными.
Цели: что Такое имя прилагательное как часть речи какие родовые окончания имен прилагательных как Пишется частица НЕ с прилагательными
Экзамен Правдин: Дверь, например,какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан: Дверь, котора дверь? Правдин: вот эта… Митрофан: Эта?Прилагательна. Правдин: Почему же? Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.Вон у чулана дверь шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Правдин: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан : И ведомо. (Фонвизин «Недоросль») (Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
О каком животном идет речь? Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромный вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти- весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. (Г.Скребитский) Какие слова помогли вам узнать животного?
Выпишите прилагательные, характеризующие животного: -по цвету -форме -размеру, росту -весу -авторское отношение
Выпишите из текста словосочетания в таблицу Муж. род Жен.род Ср.род Множ.число
Вывод Имя прилагательное Какой? Какая? Какие? Признак предмета Относительные Качественные Притяжательные Род Число падеж Имеет степени сравнения Полная и краткая форма Определение и сказуемччое
НЕ с существительными и прилагательными НЕ с существительнымиНЕ с прилагательными 1. НЕряха 1. НЕряшливый 2. НЕрешительность 2. НЕрешительный 3. НЕ правда, а ложь 3. НЕ правдивый, а лживый 4. Вовсе НЕ вкусный 5. Пруд НЕ широкий, а узкий
Стихотворение Побывал я однажды в стране Где исчезла частица НЕ Посмотрел я вокруг с недоумением: Что за левое положение! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забутки. И погода стояла частная И гуляла собака частная И, виляя хвостом уклюже, Пробегали пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха А за ряхой по травке свежей Шел суразный и дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна- Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. (Б.Захондер)
Выписать из стихотворения восстановленные слова с НЕ НЕ с существительнымиНЕ с прилагательными
Загадки 1. Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик ( игла и нить) 2. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш) 3. Сам алый, сахарный,кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) 4. Земля беленькая, а птички на ней черненькие. (страница и буквы)
Чем являются выделенные прилагательные в стихотворении? За крутой курган Солнце прячется, Облаков гряда Развернулася. Поднялись,растут Горы медные. На горах дворцы Золоченные. …Лес стоит, покрыт Краской розовой, Провожает день Тихой музыкой. И.Никитин «Тихая музыка»
Внимание: ошибки!!!! Не брежный почерк Несладкий чай Вовсе непривлекательный человек Очень не красивый Немелкая, а глубокая река Ребенок не здоров Не замысловатые постройки Недорогой, но удобный портфель Не учтивый человек Ничуть неинтересный фильм Некаменный дом Невысокий, но худой Река неглубока
Работа с текстом Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью ничуть (не)приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. ( По М.Деменюк)
Задание к тексту: 1. Прочитайте и озаглавьте текст. 2. Определите стиль и тип речи. 3. Найдите ИП с НЕ и объясните их написание 4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными 5. Выполните синтаксический разбор 2 предложения
Домашнее задание Правило, изучено на уроке, преобразовать в диалог 1 ряд-имя прилагательное как часть речи 2 ряд- родовые окончания ИП 3 ряд- НЕ с прилагательными И всем: найти по три фразеологизма с прилагательными