Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Социальная адаптация включает: 1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. 2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. 3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. 4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации. 5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются: возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе. Рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами. Будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. Учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
Возрастные психологические особенности пятиклассников: начинает развиваться теоретическое мышление, что способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.
Прогноз уровня адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы. Познавательная сфера Коммуникативная сфера Мотивационно-личностная сфера Система отношений школьника к миру и самому себе
Психологические параметры школьного статуса ребенка Психолого -педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик Познавательная сфера Произвольность психических процессов Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание концентрации внимания на учебной задаче Уровень развития мышления Владение приемами установления причинноследственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями Сформированность важнейших учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков Уровень развития речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи Уровень развития тонкой моторики Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом
Коммуникативная сфера Взаимодействие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом Соблюдение социальных и этических норм Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения Активность и автономность поведения Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
Мотивационно -личностная сфера Наличие и характер учебной мотивации Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний Устойчивое эмоциональное состояние в школе Отсутствие выраженных противоречий между: требованиями школы (педагога) и родителей; требованиями взрослых и возможностями ребенка
Система отношений школьника к миру и самому себе Отношения со сверстниками Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей Отношения с педагогами Эмоционально положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями Отношение к значимой деятельности Эмоционально положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения "для себя" Отношение к себе Устойчивая положительная самооценка