РОКОКО Анна Корнилова
АРХИТЕКТУРА Стиль в искусстве возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагружённость интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Архитектурный стиль рококо появился во Франции во времена регентства и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до х годов. Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало ; Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме. Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. ЖИВОПИСЬ А.Антропов-Портрет А.К. Воронцовой
Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Антуан Ватто. «Отплытие на остров Цитеру» (1721)
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Франсуа Буше. «Вулкан вручает Венере доспехи Энея»
В Италии крупнейший представитель того времени Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция 1770, Мадрид ). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Джамбаттиста Тьеполо. Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.
В « чистом виде » музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве « великих французских клавесинистов » Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники : Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Бодэн де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков. Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента : вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звуко изобразительные пьесы, например, такие, как « Курица » Рамо ( для клавесина ) или « Маленькие ветряные мельницы » Куперена Cliche Lauros-Giraudon (XVIII век). «Три музы в поте лица».
ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Стиль рококо с особенным успехом применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий Мейсенский фарфор.
Кроме фарфора в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе искусство сервировки стола.
Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт изогнутые линии, изогнутые ножки. мебели : консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры.
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению « естественных » линий человеческого тела
Идеал мужчины утончённый придворный, франт. Идеал женщины хрупкая стройная жеманница. В моде осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки панье, создающие эффект « перевёрнутой рюмочки ».