Хальс родился приблизительно в годах в семье фламандского ткача. Хальс прожил всю свою жизнь в Харлем.В годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.
Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.
Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы.Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена»
Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Праздник отличался размахом и длительностью.
«Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия».Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно, их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый - цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину.
В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в гарлемской богадельне 26 августа 1666 года. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.