Великие мастера голландской живописи Подготовили презентацию: Шихарева Татьяна и Бикетова Татьяна
ПОПУЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ XVII ВЕКА Портрет Натюрморт Бытовой жанр Пейзажная живопись Мифологический и библейский сюжет
Портрет - самый популярный жанр того времени Индивидуальное изображение Чаще всего бюргеры хотели приобрести свои портреты, свидетельствовавшие об их достатке и высоком положении в обществе. Групповое изображение Заказывались большие полотна с изображениями собраний общин и объединений ( цеховых старшин, ученых обществ и т. д.) для украшения залов заседаний
Франс Халс ( между 1581/85 – 1666) – наиболее известный портретист XVII века. « Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия » – лучшее произведение художника (1616 г.) На картине изображена стрелковая рота родного города художника Харлема, участвовавшая в торжественном банкете по окончании службы. АВТОПОРТРЕТ
Офицеры стрелковой роты, заняты нетерпеливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописный сияющий белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широкополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг и длинные древки алебард. В центре на самом почетном месте восседает командир роты с бокалом в руке. В максимально сжатом пространстве изображено 12 фигур. Художник передал непринужденность поз, веселую атмосферу, многие обращаются к зрителю непосредственным взглядом или жестом.
Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1666 г.) Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Стремительные мазки его кисти спешат запечатлеть наиболее характерные моменты : внезапный взгляд, мимолетную улыбку, искреннее переживание.
« Портрет Виллема ван Хейтхейзена » 1626 г.
Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры, частная жизнь бюргеров, крестьянства. Символика картин : вода со льдом – умеренный образ жизни обезьянка – дьявол, подстерегающий гуляк и весельчаков географическая карта на стене - всемирный масштаб Художников бытового жанра называют малыми голландцами : Ян Стен ( ), Питер де Хох ( ), Герард Терборх ( ), Виллем Хеда, Питер Клас и д. р.
Голландцы непревзойденные мастера натюрморта (« стилвен »- « неподвижная жизнь » с голландского ). Картины этого жанра украшали интерьеры столовых. Излюбленные сюжеты – « завтраки », « десерты », цветочные букеты, аллегорические композиции. Пейзажи голландских художников - « зеркало природы »: равнинные просторы, близость моря. Яркие представители жанра были Ян ван Гойен ( ), Якоб Рейсдал ( ). Бытовой жанр
Питер де Хох. Хозяйка и служанка г.
Герард Терборх. Мальчик, ищущий блох у собачки г.
П. Клас. Завтрак г.
В. Хеда. Ветчина и серебряная посуда. Ветчина и серебряная посуда г г.
Ян ван Гойен. Замок на реке с лодками у причала г.
Якоб Рейсдал. Болото гг.
« ВЕЛИЧАЙШИМ МАГОМ И ВОЛШЕБНИКОМ ЖИВОПИСИ » ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ НАЗВАЛИ ЯНА ВЕРМЕРА ( ). В XIX веке его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной (« открытый воздух » с французского ) живописи. Он воспроизводил малейшие изменения воздушной среды, солнечный свет, состояние атмосферы. Вермер был признанным колористом : сначала он наносил краски, густыми мягкими мазками, а потом тонкой кистью придавал живость и изящество четким формам и резким линиям. Вермер использовал в каждом цвете десятки различных нюансов, особенно он любил лимонно - желтые, васильково - синие, жемчужно - серые, белые и черные тона. Интерьеры не перегружены, ясны и четки. От предметов первого плана глаз зрителя скользит в глубь картины, где разворачивается основное сюжетное действие.
« Кружевница » гг. Молодая девушка сидит за столиком, на котором расположены предметы рукоделия. Она поглощена любимым занятием. Солнечный свет как будто ласкает хвост, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. На небольшом формате картины (24*21) художник сумел передать скромное обаяние героини.
« Уличка » 1658 г. - подлинный шедевр Вермера, изображен типичный городской пейзаж, вид из окон дома художника. Вибрирующие на свету краски передают богатство окружающего мира, радует глаз. Старая кирпичная стена буквально « дышит », подобно живому существу. Во всем видны следы трудолюбивых и заботливых рук его жителей : песок тротуара тщательно выметен, выбелены снизу известкой фасады домов, увитые плющом. Привычные занятия обитателей города : одна из женщин вяжет, две другие моют крылечко перед входом, четвертая наливает воду в глубине двора. По небу быстро проносятся облака, вот - вот заморосит дождь … Но через несколько минут вновь выглянет приветливое солнышко.
Вид Делфта г.
Служанка с кувшином молока гг.