Подготовила ученица 10 « Г » класса Козлова Александра
С 4 5 веков н. э., когда распалась Римская империя и стали складываться европейские народности, языки и государства, ведет свое начало европейская литература. Долгое время письменная литература средних веков существовала только на латинском языке и носила религиозный характер, пре обладали произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их писали на латинском языке.. Это культура отрицала языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культу ры. Светская литература выступает не отражением действи тельности, а воплощением идеальных представлений о челове ке, типизацией его жизни.
Но народ не знал латыни и начал складывать свои песни, сказки, предания. Только после того, как у народов Европы стала появляться своя письменность, эти произведения были записаны. Больше всего народ любил песни о подвигах. Одна из лучших песен такого рода « Песнь о Роланде » сложилась во Франции. В Испании родилась « Песнь о моем Сиде », с которой Вы можете познакомиться в переработке М. Т. Леона, назвавшей свою книгу « Сид Воитель ».
Чем больше укрепляли свою власть феодалы, тем пышнее развивалась средневековая литература. В веках при дворах богатых феодалов нередко находились на службе профессиональные поэты. Они складывали стихи и песни в честь знатных дам. Тогда же были созданы и многочисленные романы, где рассказывалось о том, как рыцарь отправляется на подвиги в честь своей прекрасной дамы. Эти стихи, песни и романы, часто искусные по форме и тонкие, лирические по содержанию, получили название рыцарская литература. Сервантес отчасти пародировал рыцарские романы в своем « Дон Кихоте ». Сервантес Дон Кихоте
Рыцарский роман - Бретонский цикл Бретонский цикл, знаменующий расцвет французского средневекового романа ( а вся литература в Британии изначально писалась именно на этом языке.) начался с легенд о Короле Артуре и его рыцарях круглого стола. Но так же Бретонские романы имеют глубокие корни в устной и письменной литературе кельтов. Двор Артура лишен национально - патриотической окраски и мыслится как центр образцового рыцарства. Сами рыцари совершают героические подвиги уже не во имя христианской веры и не ради феодальных интересов, а совершенно вне сферы сеньориально - вассальных отношений, во имя личной славы образцового рыцаря, для защиты слабых и несправедливо обиженных, по просьбе и для защиты чести прекрасных дам.
Главный плод бретонского цикла это романы о Тристане и Изольде. Кроме того, развертывается процесс широкой циклизации источников. Его итогом являются такие своды, как французский « Ланселот - Грааль » и английский роман « Смерть Артура » Томаса Мэлори (XV в.), из которого черпали сведения о « веке рыцарей » все последующие поколения. Это – своеобразные эталоны рыцарской литературы, подражание которым популярны и посей день. Тристане и Изольде циклизации« Ланселот - Грааль Смерть Артура Мэлори Волшебник Мерлин, персонаж романов Артуровского цикла. Французская рукопись XIII века Мерлин Артуровского цикла
Дама с единорогом. Гобелен XV века. XV века
В 12 веке, когда в европейских странах стали расти города, начала зарождаться и городская литература. В ней рассказывалось об умных и сметливых горожанах и крестьянах, которые ловко надували глупых сеньоров и жадных попов. Басни, рассказы, песни вот любимые жанры городской литературы. Продолжала развиваться и народная литература. В народной среде рождались прекрасные произведения. Так, в веках в Англии были сложены баллады и песни о Робин Гуде. Высокие образцы литературы в эпоху средневековья создавались и в восточных странах в Китае, Индии, Персии. Индии