Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира На примере Образовательной системы «Школа 2100»
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?
Цель образования изменилась! Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» «Школа 2100» (еще в 1990-е годы):
Реализация Программы «Преемственность. 8 шагов» как условие получения нового образовательного результата На примере Образовательной системы «Школа 2100»
Цель образования изменилась! Гос. Стандарт 2004 г.: «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности» «Базовое требование: достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе». Проект Гос. Стандарта гг.: Смена образовательной парадигмы (цели) – вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Новая цель требует нового подхода к содержанию! Принцип МИНИМАКСА в работе с содержанием учебников учит находить главное и интересное Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умения работать с информацией МАКС Может узнать МИНИ Должен узнать
Предостерегаем от ошибки!!! Не всё, что есть в учебнике, нужно прочитать, запомнить или выполнить! Необходимо научиться выбирать главное и интересное
Общие особенности технологий в учебниках «Школы 2100»: от «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = «решение задач», «самоорганизация» Технология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = «коммуникации» Технология оценки учебных успехов (контроль результатов) = «саморегуляция»
Результаты обучения по «Школе2100» Исследование специалистов Психологического института РАО И.М. Улановской и Е.Г. Юдиной ( гг.) Классы, где реализуются идеи «Школы 2100» Развивающая среда: 1. Развитие теоретического мышления и превышение своих базовых интеллектуальных возможностей 2. Благоприятные отношения внутри класса, высокая мотивированность 3. Ученики ощущают себя более успешными (каждый в своем), нормальный уровень тревожности Традиционные классы: Традиционная среда: 1. «Тренинговая» модель (подтягивание слабых без развития сильных) или «занижающая» (ориентация на низкий уровень) 2. Сложные отношения внутри класса, невысокая мотивированность 3. Заниженная самооценка, повышенная тревожность
«ШКОЛА 2100» и ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) Опыт внедрения новых идей