Планетарные передачи Планетарной называется передача вращательного движения, имеющая в своём составе зубчатые колёса с перемещающимися геометрическими осями (рисунок 1). Рисунок 1 – Планетарная передача (редуктор) Рисунок 2 – Планетарная передача (кинематическая схема): 1 – солнечное колесо; 2 – сателлит; 3 – эпицикл; H – водило
Применение планетарных механизмов в коробках передач обеспечивает следующие преимущества: 1) уменьшение габаритов трансмиссии; 2) высокую надежность работы (сохранение работоспособности даже при потере нескольких зубьев на одном из центральных колёс); 3) высокий КПД при относительно больших передаточных числах; 4) возможность изменения передаточного числа без вывода зубчатых колёс из зацепления; 5) возможность отсоединения вала двигателя от трансмиссии при использовании фрикционов коробки передач (коробка передач одновременно выполняет роль главного фрикциона); 6) высокую скорость переключения передач, способствующую повышению темпа движения машины. Недостатки: 1) необходимость повышенной точности изготовления вследствие наличия избыточных связей (наличия «лишних» сателлитов); 2) резкое снижение КПД при больших передаточных числах. Планетарные передачи Область применения: как редуктор с постоянным передаточным числом; как коробка скоростей, передаточное число в которой изменяется путем поочередного торможения различных звеньев; как дифференциальный механизм.
Планетарные передачи Рисунок 4 – Автоматическая коробка передач: 1 – гидротрансформатор; 2 – планетарный редуктор; 3 – сцепления-фрикционы
Планетарные передачи Рисунок 5 – Дифференциальный механизм заднего моста автомобиля
Планетарные передачи Рисунок 6 – Схема дифференциала: 1,5,8 – шестерня; 3 – подшипник; 4 – полуось; 6 – сателлит