Большетерновская ООШ І-ІІІ ступеней Номинация: организация и научно-методическое обеспечение повышения квалифика- обеспечение повышения квалификации педагогических кадров ции педагогических кадров Автор опыта: Людмила Ивановна Автор опыта: Людмила Ивановна Николова Николова
Тема опыта: «Управленческая деятельность по стимулированию педагогического творчества учителя» Большетерновская ООШ
Цель деятельности: разработать методические основы управленческой деятельности по обеспечению системного подхода к развитию педагогического творчества учителя
Задачи управленческой деятельности: определить механизмы и факторы стимулирования профессионального роста учителя; определить механизмы и факторы стимулирования профессионального роста учителя; разработать программу изучения личности и профессиональных умений учителя в контексте акмеологических идей; разработать программу изучения личности и профессиональных умений учителя в контексте акмеологических идей; проанализировать условия эффективности роста пед мастерства педагога; проанализировать условия эффективности роста пед мастерства педагога; помочь учителю в проектировании процесса его профессионального самосовершенствования. помочь учителю в проектировании процесса его профессионального самосовершенствования.
МОТИВАЦИЯ: учитель, который не стремится к самосовершенствованию, не соответствует своему призванию МОТИВАЦИЯ: учитель, который не стремится к самосовершенствованию, не соответствует своему призванию Мастерство – это то, Мастерство – это то, чего можно добиться, чего можно добиться, и как могут быть известны и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер- врач, так должен и может быть мастер - токарь, прекрасный мастер- врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С.Макаренко А.С.Макаренко
Процесс профессионального роста: Условия эффективности повышения пед мастерства Профессиональное самосовершенствование Механизмы и факторы стимулирования
Механизмы и факторы стимулирования профессионального роста учителя: подражание; подражание; индукция творчества; индукция творчества; резонанс; резонанс; катализатор; катализатор; атмосфера состязательности; атмосфера состязательности; представление учителю возможности самовыражения. представление учителю возможности самовыражения.
«Инвентаризация» стимулирующих факторов: благодарность; благодарность; награждение; награждение; выпуск именного методического бюллетеня; выпуск именного методического бюллетеня; публикации; публикации; видеофильм; видеофильм; обобщение опыта и его презентация. обобщение опыта и его презентация.
Условия повышения педагогического мастерства учителя: Организационно- педагогические Морально- психологические Материальные Санитарно- гигиенические
Профессиональное самосовершенствование учителя: Объединение направлений деятельности: Само- образование Само- воспитание Само- развитие
Условия профессионального самосовершенствования: Этапы профессионального развития: 1) Адаптация (адаптирующий специалист) 2) стабилизация (стабильно функционирующий специалист) функционирующий специалист) 3) преобразование (учитель-новатор)
Задачи методической работы: Компенсаторские: преодоление пробелов в подготовке учителя; Адаптационные: приспособление к изменяющимся требованиям; Развивающие: обеспечение качественного творческого роста учителя.
Задачи профессионального самосовершенствования учителя: обогащение профессионально значимых знаний; обогащение профессионально значимых знаний; развитие профессионально ценностных ориентаций; развитие профессионально ценностных ориентаций; развитие мотивов деятельности; развитие мотивов деятельности; развитие профессионального мышления; развитие профессионального мышления; развитие профессиональной техники; развитие профессиональной техники; развитие эмоционально-волевой сферы. развитие эмоционально-волевой сферы.
Виды профессионального самосовершенствования учителя: пассивное; пассивное; активное; активное; локальное, частное; локальное, частное; глобальное, комплексное, цельное; глобальное, комплексное, цельное; эпизодическое; эпизодическое; постоянное; постоянное; стихийное, неосознанное; стихийное, неосознанное; целеустремленное, сознательное. целеустремленное, сознательное.
Учитель, учись рефлексировать, а для начала ставить себе вопросы: «Вопросы формирования» - какие умения и качества личности мне нужно сформировать? «Вопросы профилактики» - от каких свойств и качеств личности себя нужно уберечь? «Вопросы преодоления» - от каких качеств и свойств, мешающих работе, следует избавиться?
Акмеология – наука о законах профессионального роста: Акмеологическая модель учителя : ДЗ ПЗЛЗ АПП
Вершины акмеологической модели: ПЗ - готовность к инновационной профессиональной деятельности. профессиональной деятельности. ЛЗ - самостоятельность и ответственность за принятые профессиональные решения. принятые профессиональные решения. ДЗ - наличие внутреннего духовного стержня. АПП - гуманистическая установка на обеспечение собственного обеспечение собственного профессионального успеха. профессионального успеха.
Формы самопрезентации учителя: открытые уроки; открытые уроки; творческий портрет учителя; творческий портрет учителя; творческий отчет учителя; творческий отчет учителя; творческая лаборатория учителя; творческая лаборатория учителя; портфолио; портфолио; мастер-класс; мастер-класс; методический вернисаж. методический вернисаж.
Результативность работы школы по профессиональному росту учителя: ШППО: «Профессиональный рост учителя в контексте акмеологических идей» для руководителей школ района. ШППО: «Профессиональный рост учителя в контексте акмеологических идей» для руководителей школ района. Работа учителей школы в областных и районных творческих группах, руководство РМО учителей географии, школьных библиотекарей. Работа учителей школы в областных и районных творческих группах, руководство РМО учителей географии, школьных библиотекарей. Призовые места в районном конкурсе «Учитель года – 2009» (Ушакова А.Д., Петушкова И.П.). Призовые места в районном конкурсе «Учитель года – 2009» (Ушакова А.Д., Петушкова И.П.). Призовые места в конкурсе Призовые места в конкурсе «Цікава школа в трех номинациях (Цікавий класний керівник – Костенко Н.В.) Высокая активность членов педколлектива в методической работе школы, района. Высокая активность членов педколлектива в методической работе школы, района.
Разработанные школой инструктивно-методические документы по теме: Положение о мастер-классе. Положение о мастер-классе. Положение об изучении, обобщении распространении передового опыта. Положение об изучении, обобщении распространении передового опыта. Критерии оценки ППО. Критерии оценки ППО. Учебно-тематический план и программа психолого- педагогического семинара «Формирование профессиональной компетентности учителя». Учебно-тематический план и программа психолого- педагогического семинара «Формирование профессиональной компетентности учителя». Программа изучения личности и профессиональных умений учителя. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя. Акмеограмма и акмеологическая модель учителя. Акмеограмма и акмеологическая модель учителя. Технологическая карта изучения деятельности учителя (квалиметрический стандарт). Технологическая карта изучения деятельности учителя (квалиметрический стандарт).
РЕКОМЕНДАЦИИ: Определите механизмы и факторы стимулирования профессионального роста учителя, исходя из возможностей Вашей школы. Определите механизмы и факторы стимулирования профессионального роста учителя, исходя из возможностей Вашей школы. Создайте условия для эффективного повышения пед мастерства учителей. Создайте условия для эффективного повышения пед мастерства учителей. Организуйте работу психолого-педагогического семинара «Формирование профессиональной компетентности учителя». Организуйте работу психолого-педагогического семинара «Формирование профессиональной компетентности учителя». Разработайте программу изучения личности и профессиональных умений учителя, ознакомьте учителей с квалиметрическим способом оценивания деятельности педагога. Разработайте программу изучения личности и профессиональных умений учителя, ознакомьте учителей с квалиметрическим способом оценивания деятельности педагога. Проработайте с учителями ключевые позиции акмеологии. Разработайте акмеологические модели. Проработайте с учителями ключевые позиции акмеологии. Разработайте акмеологические модели.