Тема: Материальное и моральное стимулирование деятельности персонала
План урока: 1. Формы организации стимулирования 2. Материальное стимулирование 3. Моральное стимулирование
1. Формы организации стимулирования Под формой организации стимулирования понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов. Эти формы могут быть выделены по различным признакам: 1)по степени информированности объекта управления различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования;
1. Формы организации стимулирования 2) по учету результата деятельности при определении стимула: коллективную и индивидуальную; 3)по учету отклонения результата деятельности от нормы: позитивную и негативную; 4)по разрыву во времени между результатом и получением стимула: непосредственную, текущую и перспективную; 5)по степени и характеру конкретности условий получения стимула: общую, эталонную, состязательную.
1. Формы организации стимулирования Стимулами выступают любые блага (потребности человека), получение которых предполагают трудовую деятельность. Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда.
1. Формы организации стимулирования Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения потребностей работника, формирование у него мотивов труда. Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности
2. Материальное стимулирование Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем : 1) это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника; 2) это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА Способ управления трудовым поведением работника Совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний Внешнее воздействие со стороны организации на работников
ВИДЫ СТИМУЛОВ НЕГАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ НАТУРАЛЬНЫЕМОРАЛЬНЫЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕПАТЕРНАЛИЗМ УЧАСТИЕ В СОВЛАДЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД МЕТОД РАСШИРЕНИЯ РАБОТ МЕТОД ОБОГАЩЕНИЯ РАБОТ МЕТОД СОУЧАСТИЯ (ПРИВЛЕЧЕНИЯ) ПЕРСОНАЛА МЕТОД ВЗЫСКАНИЙ
СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬКОМПЛЕКСНОСТЬДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ГИБКОСТЬ И ОПЕРАТИВНОСТЬ ПРОСТОТАДОСТУПНОСТЬОЩУТИМОСТЬ ЦЕННОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПОСТЕПЕННОСТЬ МИНИМИЗАЦИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТОМ ТРУДА И ОПЛАТОЙ
2. Материальное стимулирование 3) это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.
2. Материальное стимулирование Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности. 1) Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул: -оплата по тарифам и окладам -премии. Предмет потребности – деньги. Предмет потребности – деньги. 2) Материальное не денежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. 2) Материальное не денежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ.
3. Моральное стимулирование Существует два вида морального стимулирования: морально-материальное морально-психологическое.
3. Моральное стимулирование 1) Материально-социальные стимулы: -создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: А) оптимальную организацию рабочего места Б) отсутствие отвлекающих шумов В) достаточную освещенность, темп, режим труда и др. -возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу.
3. Моральное стимулирование - стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся: А) с ощущением хронической усталости Б) испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. -улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят: -авторитет и особенности личности руководителя -стиль его руководства - совместимость членов коллектива по характерам.
3. Моральное стимулирование -продвижение по службе. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки.
3. Моральное стимулирование 2)Морально-психологические стимулы: Достижение. Потребность в достижении определяется как потребность в успехе соревнования, измеренная в сравнении с личными трудовыми вкладами высокого качества. Признание. Признание - это один из наиболее сильных побудительных стимулов. Людям необходимо знать, насколько хорошо они достигли своих целей и то, что их достижения оценены должным образом.
3. Моральное стимулирование Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги. К критике следует подходить еще более разборчиво. Она должна стимулировать действие человека, направленное на устранение недостатков и упущений.
3. Моральное стимулирование Ответственность. Можно создать у людей побудительные мотивы, предоставив им большую ответственность за их собственную работу. Характеристики работы, которые могут послужить для создания побудительных стимулов, состоят в том, что: во-первых, работники должны получить наглядную обратную связь, путем оценки их собственной производительности и обозначением того, что им требуется; во-вторых, люди должны ощущать, чтобы выполнить работу эффективно, они должны использовать способности, которые они сами ценят; в-третьих, люди должны ощущать, что им предоставлен высокий уровень самоконтроля при постановке своих целей и определении путей движения к ним. Влияние. Побудительным мотивом для людей может быть стремление к власти.
Домашнее задание: Стр Составить 5 вопросов по теме урока. Составить 5 тестовых заданий
Спасибо за внимание!