«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана
Педагогика Педагогика: - Это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. - Это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от педагога к ученику
Педагогика: -Это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; -Это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев); -Это наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович); -Это наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта
Объект педагогика Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет педагогики Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Цель педагогики Цель педагогической науки - Это выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Функции педагогической науки Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: описательном, объяснительном; диагностическом; прогностическом. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: проективном; преобразовательном; рефлексивном.
Задачи педагогики Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. Внедрение результатов исследования в практику.
Педагогические понятия Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Педагогические понятия Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).
Современная педагогическая система наук о воспитании: Общая педагогика: теоретические основы; дидактика; теория воспитания; школоведение; Возрастная педагогика: дошкольная; школьная; профессионально-техническая; педагогика высшей школы;
Современная педагогическая система наук о воспитании: Социальная педагогика: семейная педагогика; перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая); музейная педагогика; театральная педагогика и т.д. Специальная педагогика: сурдопедагогика; тифлопедагогика; олигофренопедагогика.
Современная педагогическая система наук о воспитании: Методика преподавания предмета. Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация). Военная педагогика. Педагогика третьего возраста
Межнаучные связи педагогики: С психологией: общий объект изучения: - Это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
Межнаучные связи педагогики: Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
Литература Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.