П.И.Чайковский Лебединое озеро Презентация для открытого on-line-конкурса «Мой Чайковский» Организаторы: ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека», Ростовское отделение Союза художников России Автор: Калинина Полина Ученица 8 «а» класса МБОУ СОШ 43
Введение «Лебединое Озеро» - один из самых популярных балетов во всем мире. Оно понятно и красиво, поэтому и любимо слушателями. Я никак не могла предположить, что сама заинтересуюсь его историей. Это получилось совершенно случайно. Моя сестра занималась балетом один год и уговорила меня пойти вместе с ней. Тогда я просто «заболела» балетом. Мама сразу угадала мое увлечение и подарила мне замечательную книгу «Жар-птица» С. Дубковой. Сначала я не оценила её, но однажды я начала читать и просто не смогла оторваться! Меня увлекли разнообразные сюжеты балетов и чудесные старинные иллюстрации. В процессе чтения я наткнулась на «Лебединое Озеро». Меня захватил сюжет и хореография. Когда я узнала об этом конкурсе, не задумываясь выбрала именно этот балет Чайковского, так как я хотела узнать что-то новое, интересное о нем. Я с удовольствием изучила историю его создания, хореографию, сюжет и другие факты.
История создания В 1875 году дирекция императорских театров предложила Чайковскому написать балет «Озеро лебедей». Предложенный ему сценарий В. Бегичева и В. Гельцера был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей. Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Композитор подошел к заказу очень ответственно. Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять композицию в деталях. Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы два последних. 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1877 года на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера» - это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены. В этом первом балете Чайковского было все, что волновало и всегда будет волновать композитора. Однако Петр Ильич признавался: за эту работу взялся «отчасти из-за денег».
Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера маститый Мариус Петипа и Лев Иванов, его помощник. Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Потрясенный как смертью Чайковского, Петипа заболел. После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала. 15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру» (рис. 2, рис. 3). Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах.
Cцена из балета «Лебединое Озеро» в постановке Петипа и Иванова 1895
Сюжет Обычно Чайковский не мог работать, если не чувствовал глубокого внутреннего родства со своим сюжетом. Однако в «Лебедином озере» его что-то безотчетно тревожило. Недаром он упоминал, что стал писать «из-за денег». Впервые взявшись за сочинение балета, Чайковский создал полноценную, красочную симфоническую партитуру. Иногда утверждают, что он совершил революцию в балетной музыке. Музыка «Лебединого озера» может исполняться как самостоятельное симфоническое произведение. Причем это единственный из трех балетов Чайковского, чью музыку в ХХ веке будут широко использовать и для других балетных постановок. Музыкально-драматургический стержень всего балета тема-лейтмотив «Лебединая песнь». Она появляется в первых тактах увертюры и варьируется вплоть до финала, незаметно связывая между собой все остальные музыкальные темы и формы. Благодаря ей балет не распадается на множество вставных танцевальных номеров. При этом Чайковский не забывает, что пишет танцевальную музыку: в ходе действия он использует еще один лейтмотив, на этот раз ритмический это вальс, романтический, элегический, меланхолический, реже ликующий, который проникает почти во все эпизоды «Лебединого озера».
Принц Зигфрид и Одиллия Совершенно новым для романтических балетов стал образ главного героя принца Зигфрида. У Чайковского это герой, который борется за свою любовь, проходит через страдания и гибнет, бросив вызов року. Героический мужской танец, стремительный, отточенный, исполненный мощи был заложен Чайковским в музыке «Лебединого озера».
Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь после смерти Чайковского. В 1894 г. Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую редакцию балета. Именно в посмертной петербургской постановке впервые появились находки, которые позднее приведут в восторг весь мир: «танец маленьких лебедей», трепетные белоснежные пачки второго «белого акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца… Водоразделом между первой и второй постановкой балета стало международное событие, которое заставило иначе взглянуть на сюжет «Лебединого озера».
13 июня 1886 г. в водах Штарнбергского озера погиб король, меценат, мечтатель, страстный почитатель и покровитель Рихарда Вагнера Людвиг II Баварский. Эта трагедия, взволновавшая Европу, будет долго вдохновлять художников. Жизнь короля Людвига проходила в поисках идеала. Символом своей жизни он сделал лебедя (птицу Лоэнгрина из одноименной оперы Вагнера, потрясшей его до глубины души). Лебедь изображался на королевском гербе и даже на распятии в спальне. Один из фантастических замков Людвига II Баварского назывался Лебединым: из его окна король любовался горным Лебединым озером, по которому в те времена плавали прекрасные птицы. В конце жизни король был отстранен от власти, объявлен душевнобольным и находился под домашним арестом. По распространенной версии, он застрелил своего врача в состоянии душевного помрачения и бросился в озеро. Чайковский прозрачно назвал гибель Людвига Баварского «ужасной», а обстоятельства, приведшие к ней, «злодейством». Однако рассказанная в «Лебедином озере» история принца-мечтателя, который находит смерть в волнах, к концу 1880-х гг. приобрела острое политическое звучание. Дирекции Московских театров, причастной к постановке 1877 г., вряд ли в 1886-м хотелось вспоминать, кто протащил на сцену этот милый сюжет про пруд с лебедями. Вероятно, именно поэтому для второй постановки балета в 1894 г. понадобится фигура официального либреттиста. Наилучшим кандидатом оказался младший брат композитора Модест Чайковский.
Образ Злого гения Модест Ильич заменил женский персонаж, Мачеху-сову, на мужчину Злого гения. У небесного существа, белого лебедя Одетты, в балете Чайковского уже был злой земной двойник черный лебедь Одиллия. Теперь черный двойник появился и у принца-мечтателя. Этот двойник, способный заколдовать окружающий мир, олицетворяет темные стороны души и разрушительную мощь власти. Майя Плисецкая в роли Одетты
В этом виде новое либретто (вместе с классической хореографической версией Петипа и Иванова) получило признание во всем мире. На долгие годы потерял важность вопрос, кто в 1875–1876 гг., за девять лет до трагедии на Штарнбергском озере, увидел как в пророческом сне корону, упавшую в Лебединое озеро.
Музыка В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, наполняет их новым содержанием: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения; адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями; вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонический, а не становится просто аккомпанементом тем или иным танцам. В центре образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями.
Обращаясь к сказочным сюжетам, Чайковский вкладывал в них глубокое и значительное жизненное содержание. Простая и непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде, положенная в основу «Лебединого озера» была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством. Созданный в счастливую пору творческой молодости композитора, этот балет носит на себе печать той непосредственности лирического вдохновения, которой отмечены лучшие произведения данного периода.
Хореография Лебединое озеро славится своими требованиями к технике исполнения, и всё из- за одной чрезвычайно одаренной балерины – Перины Леньяни. Она выступала с высочайшим изяществом и дисциплиной. Поэтому, каждую балерину, которая танцевала партию Одетты/Одиллии после неё обязательно сравнивали с исполнением Леньяни. Тем не менее, балет Лебединое озеро остается любимым для многих девушек именно из-за его крайней трудности – технической и эмоциональной. «Белый балет возник из великого напряжения поэтических сил, сопротивляющихся натиску бездуховности и прозаического быта. В «Лебедином озере» он очеловечен и приоткрывает завесу над бездной неосуществленного», - говорил Вадим Гаевский (балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации).
Заключение Бессмертный балет «Лебединое озеро» был написан Петром Ильичом Чайковским больше 130 лет назад, однако он до сих пор пользуется огромной популярностью у настоящих ценителей искусства, да и не только у них. Пожалуй, это единственное классическое произведение, о котором знают не только заядлые театралы, но и простые обыватели, не интересующиеся балетом. «Лебединое Озеро» сыграло огромную роль в музыкальной жизни нашей и страны и всего мира, хотя сначала этот балет не оценили в полной мере. Чудесная музыка и талант Петра Ильича прекрасно дополнены хореографией и легкими, воздушными костюмами. Все это является составляющими успеха балета и любви к нему во всем мире.
Благодарю за внимание!