Омирбаев С.М. - член национальной команды экспертов Erasmus+, доктор экономических наук, профессор Астана, 2015
2 Послание Президента Республики Казахстан «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире поголовной грамотности уже недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к работе на самом передовом оборудовании и самом современном производстве…» Н.А.Назарбаев
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на г.г. в сфере высшего образования предусматривает: 3 Содержание образования улучшение взаимосвязи с рынком труда обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения повышение компетенций выпускников
4 Современные тренды высшего образования Европейские рамки квалификации, НКС, НРК Интернационализация образования Академическая мобильность Система обеспечения качества высшего образования Корпоративные принципы управления Студенческое самоуправление: поощрение студентов принимать активное участие в создании учебного процесса Европейское приложение к диплому (DIPLOMA SUPPLEMENT)Эффективный менеджмент. Стратегическое планирование Образовательные программы: тренды, виды, результаты, качество Парадигма личностно-ориентированного обучения и преподавания
5 Коммюнике Конференции Министров образования – стран-участниц Болонского процесса: Берген, 2005 «…Мы принимаем общую трехуровневую схему в ООП (с учетом возможности промежуточных ступеней в зависимости от национальных традиций) и типовыми параметрами каждого уровня, определяемыми результатами и умениями на каждом этапе и количества кредитов за первый и второй циклы. Обязуемся к 2010 г. разработать национальные квалификационные требования, совместимые с общеевропейской системой, для чего планируем начать работу до 2007 г…» Примечание: ООП – общеевропейское образовательное пространство
6 Выполнение Казахстаном обязательств Болонского процесса 1. Национальная квалификационная система 2013 г. 2. Национальные квалификационные рамки 2012 г. 3. Отраслевые рамки квалификации 2013 – 2014 г Профессиональные стандарты 2013 г в том числе по ВО и ПО - 31
7 НРК в сопоставлении с европейскими рамками ЕРК 1 ЕРК 2 ЕРК 3 ЕРК 4 ЕРК 5 ЕРК 6 ЕРК 7 ЕРК 8 1. Начальное образование 0. Дошкольное воспитание и обучение 2. Основное среднее образование 3. Общее среднее образование 4. Техническое и профессиональное Среднее образование 5. Послесреднее образование 6. Высшее образование (бакалавриат) 7. Магистратура 8. Докторантура PhD Послевузовское образование
8 Проблемы Не все профессиональные стандарты полностью охватывают все уровни образования Плохо сформулированы профессиональные компетенции ВУЗы не приступили к разработке образовательных программ на основе профессиональных стандартов Отсутствие методологических подходов
9 Система обеспечения качества высшего образования Компоненты и инструменты системы обеспечения и гарантии качества образования: Внутренняя система обеспечения качества образования Внешняя система обеспечения качества высшего образования Аккредитация: институциональная и специализированная Внешняя оценка учебных достижений обучающихся Сертификация образовательных программ Сертификация и присвоение (подтверждение) квалификаций
10 Внутренняя система обеспечения качества высшего образования Стандарты и руководящие принципы для обеспечения внутреннего качества: 1. Наличие в вузе разработанной политики в области обеспечения качества Согласованность со стратегией управления вузом 2. Наличие стандартов (регламентов) вуза по обеспечению качества Соответствие внутренних стандартов общеевропейским стандартам качества 3. Студент-ориентированное обучение, преподавание и оценка Прозрачность и транспарентность Правил, охватывающих все этапы студенческого «жизненного цикла», и отвечающих интересам студентов
11 Проблемы Культура качества, вовлеченность ППС и студентов Низкая эффективность внутренней системы обеспечения качества образования Амбиции вузов, несоответствие реальному положению дел Непрозрачность параметров. Стандарт «Общественная информация»
12 Стратегическое планирование в вузах Стратегия управления Академическая стратегия Политика в области обеспечения качества образования Исследования и инновации Кадровая стратегия Аспекты:
13 Проблемы Отсутствие контекста со стратегией на национальном уровне, ГПРО Формальный подход к миссии и целям вуза, нет четкого видения и миссии Слабый уровень компетенций и квалификации персонала в стратегическом планировании Ресурсное обеспечение, в том числе финансовое
14 Корпоративные принципы управления в вузах По опыту ОАО «Назарбаев Университет» внедряются принципы корпоративного управления: Создаются Попечительские 64) или Наблюдательные (4) советы Поэтапное предоставление автономии вузам Синхронизация системы подготовки кадров с инновационным развитием экономики В целях распространения опыта Назарбаев Университета определены 18 базовых вузов Процесс управления вузами становится более прозрачным, эффективным
15 Корпоративные принципы управления в вузах Четкое разделение функций между руководством по принципу: ректор - проректора – топ- менеджеры Разделение полномочий между ректором и проректорами Полномочия структурных подразделений: степень самостоятельности Система ответственности Транспарентность и отчетность Аспекты:
16 Проблемы СМК, Должностные инструкции руководящего и административного персонала Принцип единоначалия. Проректора как исполнители, а не топ-менеджеры Низкий уровень ответственности руководящего и административного персонала Закрытость отчетов
17 Тренды образовательных программ Компетенции, результаты обучения Студенто- ориентированность Сотрудничество с работодателями Модульный принцип построения Двудипломное образование, совместные образовательные программы Интеграция образования, науки и инноваций Полиязычное образование Дуальная система обучения
18 Дублинские дескрипторы Результаты обучения Компетенции Перезачет кредитов по системе ECTS Дескрипторы – описание того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершению цикла
19 Дублинские дескрипторы Пять главных результатов обучения: Знание и понимание Применение знаний и понимания Формирование суждений Коммуникативные способности Навыки обучения или способности к учебе
20 Проблемы Понятие образовательной программы – разное (многие сводят к учебному плану) В образовательных программах не отражаются компетенции и результаты обучения Модульные образовательные программы Старые подходы и принципы к разработке образовательных программ