Актуальность: семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, влияет на формирование у ребенка нравственных норм поведения, формирует его мировоззрение. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к родителям. Но следует отметить, что в программах дошкольного образования нет материала, касающегося прошлого семьи ребенка. В связи с этим мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. В связи с этим появилась идея создания проекта «Я и моя семья
Цель : повышение роли семьи в становлении личности ребенка, расширять представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы. Задачи: Воспитательные: воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека. Обучающие: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях. Развивающие: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности; любознательность, наблюдательность; совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Реализация проекта «Я и моя семья» Подготовительный этап: обсуждение с родителями о проведение проекта; определение темы, цели, задач, содержание деятельности и возможности родителей, прогнозирование результата; подбор литературных произведений, стихотворений, пословиц, поговорок; подбор иллюстраций на тему «Семья»; создание развивающей среды: подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Основной этап (продуктивный): познавательное занятие «Я и моя семья»; сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки- матери»; дидактические игры: «Разложи картинки по возрасту», «Кому кто приходится»; ТРИЗ «Радость- огорчение» (от поступков детей); чтение художественной литературы: р. н. с. «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», нанайская сказка «Айога»; стихотворение «Посидим в Тишие» Благининой. работа с пословицами и поговорками; просмотр презентаций «Моя семья»; «Профессии моих родителей»; создание альбома « Я и моя семья»; создание альбома «Профессии наших родителей»; выставка «Генеалогическое древо моей семьи». Заключительный этап: Презентация альбома проектной деятельности «Я и моя семья» на родительском собрании
Тип проекта: краткосрочный, творческий, коллективный. Сроки: 16 марта – 28 марта. Участники: дети, родители, воспитатели. Предполагаемый результат: 1. Владеть понятием «Семья». 2. Иметь представление о родственных отношениях. 3. Знать информацию о своей семье, профессии родителей. 4. Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Фотоальбом
Папа Максима - полицейский
Выставка
Во время подготовки и проведения проекта проходила тесная работа с родителями. С их помощью была подобрана литература для детей, иллюстрации по теме проекта. Развивающая среда пополнилась необходимой атрибутикой. Одной из целью проекта являлось обогащения знания детей о понятии «Семья». Дидактическими играми закреплялись о родственных отношениях друг к другу, например: кем является ребенку папин отец и т. д, кем будет он с учетом возрастных изменений. Во время сюжетно - ролевых игр закреплялись знания о роли членов семьи. Детям давалась возможность самостоятельно распределять роли, выбирать сюжет игры. На основе художественной литературы, устного народного творчества воспитывалась любовь, уважение, забота о близких тебе людях.
На презентации фотографий своей семьи дети с огромным интересом рассказывали о своих родных, о традициях, о совместном отдыхе. Итогом этой работы явилось оформление альбома «Я и моя семья». Во время подготовки и презентации о профессиях родителей прививалось уважение к труду взрослых, обогащались знания о работе пап и мам. Так же был оформлен альбом «Профессии моих родителей». Огромное удовольствие было получено при презентации генеалогического древа семьи. Дети с любовью, с гордостью представляли своих близких, говорили об их родственном отношении к ним. С удовольствием приняли участие в оформлении выставки «Древо моей семьи». Проектная деятельность завершилась презентацией всего проекта «Я и моя семья» на родительском собрании. Родители были довольны результатами совместной работы: дети, родители, воспитатели. Был подведен итог о выполнении достижений поставленных целей и задач в проекте.