L/O/G/O Развитие функциональной грамотности как фактор социализации личности
Деление на группы Знакомство с правилами работы в группах Притча о целеустремленности Упражнение «Японский менеджер»
Под социализацией личности мы понимаем… Грамотность чтения –это…, а минимальная грамотность –это… Недостаток функциональной грамотности выражается… Функциональное чтение отличается от понятия « чтение» тем, что… Методика незаконченных предложений
Проверьте себя Недостаток функциональной грамотности выражается в неумении разобрать схемы, инструкции, в неумении воспользоваться каким- либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. Социализация личности - это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре личности Грамотность чтения –это навыки чтения, письма, счета и работы с документами, а минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Что объединяет данные примеры? Вертит очками так и сяк: То к теме их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. И.А. Крылов «Мартышка и очки» В большом городе вы оказались в метро и заметили, что часто слышите одну и ту же фразу: «Не подскажете, как добраться до станции...»
В е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание –усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Таксономия Блума: оригинальная (Bloom, 1956) Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание
Таксономия Блума: пересмотренная (Anderson&Krathwohl, 2001) Создавать ОцениватьАнализировать ПрименятьПонимать Запомнить
Таксономия Блума: до и после Bloom, 1956 Anderson&Krathwohl, 2001 Создавать ОцениватьАнализировать ПрименятьПонимать ЗапомнитьОценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание
Какого уровня пирамиды Блума достигают учащиеся, работая на уроке? Применяет, использует,решает, экспериментирует, делает прогноз
Вероятнее всего, что фокус будет на самых нижних ступеньках. С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным
Конструктор целей Схема обучения «Ученики смогут [глагол - действие] [объект], используя [ресурсы] и создать [продукт] в группах по [количество человек]»
Элементы схемы Глагол – действие соответствует измерению «Когнитивный процесс» в таксономии Блума (см таблицу глаголов) Объект обычно описывает знание, которое учащиеся должны получить или создать, чаще всего выраженное существительным Ресурсы – описывают, чем пользуются ученики, с помощью чего они делают Продукт – материальный объект (результат), который ученики должны создать
Роли учителя и ученика
Знание ПониманиеПрименение АнализСинтез Анализ Сущность мыслительных умений Терминология; факты; способы и средства работы с характерными особенностями (условные обозначения, последовательности, классификации и категории, критерии); соответствующая и ранее изученная информация. Понимание представленной информации и её значения; формулировка проблемы собственными словами Использование понятий в новых и конкретных ситуациях для решения проблем Разделение материала по компонентам, рассмотрение (и стремление понять его организационную структуру) информации для разработки выводов путем отождествления мотивов или причин, построение заключения, и/или приведение доказательства для обоснования обобщений Компиляция информации для воспроизведения единого целого Оценивание результатов работы на основе критериев; оценивание значимости материала, основанное на собственном мнении; получение конечного продукта с определенной целью без существования правильных или неправильных ответов Глаголы, определяющие деятельность учащихся определяет; описывает; перечисляет; обозначает; отождествляет; нумерует; называет; записывает; говорит; воспроизводит; выбирает; констатирует; рассматривает; пишет. классифицирует; цитирует; видоизменяет; описывает; рассуждает; оценивает; объясняет; обобщает; приводит примеры; иллюстрирует; выделяет признаки; осмысливает; понимает; перефразирует; пересказывает; кратко излагает. выполняет; содействует; применяет; четко формулирует; собирает; схематизирует; включает; подсчитывает; развивает; конструирует; вкладывает; контролирует; определяет; демонстрирует; открывает; устанавливает; расширяет; внедряет; информирует; инструктирует; участвует; активирует; предсказывает; подготавливает; сохраняет; производит; проектирует; обеспечивает; связывает; сообщает; показывает; решает; учит; передает; использует. анализирует; перечисляет; распределяет; сравнивает; противопоставляет; соотносит; различает; дифференцирует; строит диаграммы; фокусирует; дискриминирует; делает вывод; иллюстрирует; ограничивает; обозначает; выделяет; распознает; ставит приоритеты; видит примеры; разделяет; видит скрытый смысл. применяет; предвидит; сотрудничает; создает; комбинирует; составляет; сочиняет; планирует; развивает; изобретает; выражает; формулирует; обобщает; строит гипотезу; объединяет; определяет; предпринимает; выступает; интегрирует; изобретает; моделирует; видоизменяет; обсуждает; планирует; прогрессирует; переорганизовывает; реконструирует; усиливает; преобразовывает; повторяет; структурирует; подставляет; утверждает дает оценку; сравнивает и контрастирует; делает выводы; критикует; решает; защищает; интерпретирует; судит; рассуждает; разграничивает; поддерживает. Таксономия мыслительных умений по Блуму
Сформулируйте 6 целей (по одному для каждого уровня таксономии) Запоминать Понимать Применять Анализировать Оценивать Создавать Теория Практика
Работа в группах 1 группа - «Воздушный шар» 2 группа – «5 вопросов» 3 группа – «Создание модели формирования и развития функциональной грамотности».
Рефлексия коучинга «Все в твоих руках» Дается силуэт ладони. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Большой – для меня было важным и интересным Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию Средний – мне было трудно (мне не понравилось) Безымянный – моя оценка психологической атмосферы Мизинец – для меня было недостаточно Ладонь - за что бы вы себя могли похвалить?
L/O/G/O Спасибо за внимание