АЛЕКСАНДР ПОПОВ, Заместитель председателя комитета по транспорту и логистике Южно - Уральской торгово - промышленной палаты, кандидат экономических наук, МВА, доцент МВА - центра ЮУрГУ г. Екатеринбург, 24 марта 2015 Конференция « Логистика Среднего Урала 2015: эффективные решения для склада и транспорта » « Перспективы развития и практическая реализация логистических проектов в Челябинской области »
Основные тенденции российской логистики, сформировавшиеся в 2014 г. 1. Снижение объемов импорта из Европы, которое во многом связано с запретом на ввоз в РФ ряда импортных продуктов питания. 2. Переориентацию транспортно - логистических схем на Дальний Восток и юг страны. 3. Активизация работы по сокращению расходов как внутри логистических компаний, так и предприятий - грузоотправителей. 4. Промышленные предприятия стали более активно передавать собственные транспортные функции на аутсорсинг. 5. Железнодорожные операторские и логистические компании развивали сервисы по доставке грузов от двери до двери с участием нескольких видов транспорта, причем не только в сегменте сырьевых грузов, но и потребительских товаров повседневного спроса. Источник : PortNews 2
Итоги социально – экономического развития Челябинской области в 2014 году Валовой региональный продукт области в 2014 году составил 972 млрд. рублей, что на 2,2% выше чем в 2013 году. Индекс производства по основным видам деятельности составил 103,9% к уровню прошлого года. Объем производства продукции сельского хозяйства составил 88,4 млрд. рублей или 104% к 2013 году. Экспорт вырос на 7,3% до 4 149,9 млн. USD, а импорт под влиянием санкций снизился на 31,2% до 1 568,6 млн. USD. В 2014 году на 0,5% так же снизился объем розничного товарооборота, который составил 538, 8 млрд. рублей, Грузооборот автомобильного транспорта допустил снижение в 2014 году на 2,1%, что составило 3 464,7 млн. тонн / км. 3
Основные задачи логистики Челябинской области 4 Основные задачи логистики определены в Федеральной целевой программе « Развитие транспортной системы России на годы », « Стратегии социально - экономического развития Челябинской области до 2020 года », Государственной программы « Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на годы » и др. Логистика области должна обеспечивать : международный транзитный потенциал региона, объемы производства и распределения валового регионального продукта, сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, участие во всероссийских логистических проектах и соответствующих проектах Уральского федерального округа. В частности развитие логистики области должно способствовать реализации концепций кластерного подхода ( предприятий приборостроения, агропромышленного комплекса и др.), « точек ускоренного роста », Ассоциации ЗАТО атомной промышленности, проектов федерального округа : « Урал Промышленный - Урал Полярный »,, « Конурбация « Челябинск - Екатеринбург » и др.
Реализация проектов складской логистики 1. Одним из основных направлений деятельности по реализации потенциала транспортно - логистической системы Челябинской области и существенного повышения ее эффективности является создание современной сети логистических комплексов. 2. В данном вопросе за последние годы в Челябинской области сделано немало : введены в эксплуатацию первые очереди складских комплексов класса « А » ООО « Интеграция » (20 тыс. кв. метров ) и « Логоцентра » (30 тыс. кв. метров ), в этом году начнет работать ТЛК « Южноуральский » в состав которого так же входит складской комплекс класса « А » (82 тыс. кв. метров ). 3. Ввод в эксплуатацию новых складских комплексов позволил отнести Челябинскую область к « Растущим региональным рынкам складской логистики. ( Консалтинговая компании CBRE, октябрь 2014) 5
Развитие проектов складской логистики Завершается строительство второй очереди складского комплекса ООО « Интеграция » в формате built-to-suite. Проектируется вторая очередь строительства складского комплекса ООО « Логоцентр », в планах строительство третьей очереди. Складские площади ТЛК « Южноуральский », планируется расширить до кв. м. На территории ТЛК « Южноуральский » общей площадью 180 га сосредоточены все объекты, необходимые для эффективного обеспечения импортно - экспортных операций между Россией и Китаем : железнодорожный контейнерный терминал, таможенный пост, склады временного и ответственного хранения. Разработанные контейнерные маршруты ТЛК позволяют снизить сроки доставки грузов из Китая в Россию до 10 дней. ТЛК « Южноуральский » должен стать важнейшим звеном восточного вектора внешнеторгового сотрудничества, как международных и российских транспортно - логистических систем, так и Уральского федерального округа и Челябинской области. Ведутся работы по созданию особой экономической зоны на землях площадью более 275 га, прилегающих к ТЛК « Южноуральский », что может дать дополнительный импульс реализации проектов по складской логистике области. 6
Выводы Проблемы в экономике в полной мере отразились и окажут влияние на логистику области в 2015 и в ближайшей перспективе. Кризисные явления в экономике заставляют предприятия обратить особое внимание на снижение логистических издержек во всех функциональных областях логистики, обратив особое внимание на оптимизацию товарных и складских запасов. Дальнейшая реализация существующих проектов по строительству складских комплексов класса « А » приведет к формированию регионального рынка высококачественных комплексных логистических услуг, увеличению доли аутсорсинга и усилению конкуренции. Ужесточение конкуренции потребует от собственников складов классов В и С пересмотра стратегий развития, расширения ассортимента и повышения уровня качества логистических услуг. В современных условиях большое значение будет иметь расширение сотрудничества в сфере логистики в рамках Уральского федерального округа. 7
Предложения Разработка Стратегии развития логистики Челябинской области. Дальнейшее развитие сети складских комплексов класса « А », в том числе и для продукции АПК, на условиях государственно - частного партнерства. Расширение кооперации участников логистического рынка, создание партнерств. Сегментация клиентов логистического рынка с предложением индивидуальных пакетов перечня, качества и стоимости логистических услуг. Изучение и обмен опытом развития логистики в рамках Свердловской и Челябинской областей, а так же Уральского федерального округа. Усиление сотрудничества Уральской и Южно - Уральской торгово - промышленных палат в рамках реализации логистических проектов федерального округа, например проведение совместных заседаний комитетов по транспорту и логистике, создание рабочих групп по отдельным вопросам, разработка документации и т. п. 8
9 Благодарю Вас за внимание ! Попов Александр Mob.tel