Выполнила: воспитатель МБДОУ 20 «Сказка»г. Бор Якушева Елена Андреевна. Управление народного образования администрации городского округа г. Бор Нижегородской области Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: 2014 год
дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. игра как важнейшее средство всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания..» дидактические игры оказывают большое влияние на сенсорное развитие детей.
Дети младшего возраста Родители Воспитатель
Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры; развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом (по цвету, форме, величине и другим свойствам); Формировать представление о сенсорных эталонах ( цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий); развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Анкетирование Родительское собрание Консультации Выставки работ Творческое домашнее задание Выставка дидактических игр
1 неделя Одежда, обувь 2 неделя Город,Улица 3 неделя Дом. Его части 4 неделя Семья. День Матери Дид/ игра «Подбери куклам платья» Цель: обогащать сенсорный опыт детей раннего возраста; учить группировать предметы по цветовому признаку. Дид/ игра "Пришей заплатку" Цель: побуждать детей запоминать геометрические фигуры, учить правильно вкладывать их в рамочку, ориентируясь по цвету. Дид/ игра «Составь пару» Цель: учить детей составлять пару (варежки, носочки) по образцу с разным геометрическим узором. Дид/игра «Подбери пару обуви» Цель: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Дид/игра «Пришей пуговичку» Цель: обогащать сенсорный опыт детей раннего и младшего возраста; учить группировать предметы по цветовому признаку. Дид/ игра Найди цветок для бабочки Цель: учить детей различать цвета по принципу такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий). Д/и «Цвета радуги» Дид/игра «Паровозики» Цель: учить детей подбирать колеса такого же цвета, как вагончики. Закреплять представления о форме (колеса) и цвете (вагончики, колеса). Дид/ игра: Радужный хоровод Цель: Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. Дид/ игра «Капельки и тучки» Цель: учить соотносить предметы по размеру (большой и маленький). Дид/игра «Собери машину» Цель: Развивать умение составлять картинку путём наложения частей на контур Дид/ игра "Кто, где спит?" Цель: знакомить детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону. Дид/игра "Спрячь мышку" Цель: развивать представление детей об основных цветах спектра. Дид/игра "Разноцветные комнаты" Цель: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов. Дид/я игра «Чаепитие» Цель: учить детей различать цвета по принципу такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий). Дид/игра «Машины едут в гараж» Цель: учить различать и соотносить предметы по цвету. (гаражи для машин 4-х основных цветов: красной, синей, зеленой, желтой). Дид/игра "Воздушные шарики" Цель: Развивать умение различать и называть основные и дополнительные цвета. шарики» Дид/игра «Подбери цвет к предмету». Цель: знакомить детей с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Дид/игра "Разложи ягоды в корзины" Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой - маленький, один- много, закрепить красный цвет. Дид/ игра «Компоты бабушки Арины» Цель: способствовать развитию внимания при сравнении величин предметов; Дид/ игра «Заготовки огурцов на зиму» Цель: способствовать развитию внимания при сравнении величин предметов;
Тема Одежда Обувь Утро НОДПрогулкаВечер Понедельник Конструирован ие/ Познание ЦКМ «Почини одежду зайчатам» Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. Д/и «Одежда для мальчиков и девочек». О.Ц.формировать умения детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках, последовательно одевать ее. Д/и «Угадай, кто позвал» О.Ц. учить детей по голосу узнавать сверстников, развивать внимание, слух Д/и «Подбери пару» (ИНД.РАБОТА) Цель: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Вторник Коммуникация /Чтение худ. Литер. Д/и «Сравни и назови» О.Ц. учить детей сравнивать предметы контрастных и сходных размеров; использовать в речи соотв. понятия «Постираем кукле платье» Эксперимент «Свойства воды» О.Ц. расширять представление о свойствах воды в ходе демонстративных опытов. Д/и «Найди такой же цвет» О.Ц. учить детей находить предметы одежды заданного цвета. Развивать речь, наблюдательность, внимание. Д/ игра «Составь пару» Цель: учить детей составлять пару (варежки, носочки) по образцу с разным геометрическим узором. Среда Познание ФЭМП Д/ игра «Подбери куклам платья» ИНД,РАБОТА Цель: обогащать сенсорный опыт детей раннего возраста; учить группировать предметы по цветовому признаку. Д/игра «Подбери пару обуви» Цель: Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Д/и «Шапочки и варежки»» О.Ц. учить детей подбирать предметы по слову, обозначающие цвет, группировать оттенки одного тона. Д/и «Наша одежда» О.Ц. Учить детей действовать в соотв. с прав. игры, правильно называть предметы одежды, цвет, части, сравнивать по величине. Четверг Лепка/ Аппликация Д/ игра "Пришей заплатку" Цель: побуждать детей запоминать геометрические фигуры, учить правильно вкладывать их в рамочку, ориентируясь по цвету. Д/и «Девочкам-бантики, мальчикам-пуговки» О.Ц. учить детей шнуровать ботинки, застегивать пуговицы на рубашке, завязывать бантики на косичках. Разв. мелк. мот. рук Д/и Узнаем ткань на ощупь» О.Ц. учить детей различать на ощупь различные виды ткани (мех, шелк…) Д/и «У кого какое платье?» О.Ц. учить детей подбирать предметы по слову, обозначающие цвет, группировать оттенки одного тона. Пятница Рисование Д/игра «Пришей пуговичку» Цель: обогащать сенсорный опыт детей раннего и младшего возраста; учить группировать предметы по цветовому признаку. «Полосатый шарфик» Д/и «Чей шарфик?» О.Ц. учить детей понимать суть задания, формировать умение соотносить предметы по цвету; учить сопоставлять, сравнивать. Д/и «Одежда для мальчиков и девочек». О.Ц.формировать умения детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках, последовательно одевать ее. Д/и «Чей бантик?» О.Ц. учить детей применять умение различать основные цвета, точно выполнять задание, отвечать на вопросы о своих действиях.
дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойства; обогащен сенсорный опыт детей в ходе предметно- игровой деятельности через дидактические игры; у детей развиты все виды восприятия, обогащен их чувственный опыт; родители, проявили заинтересованность к созданию развивающей среды в группе, уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников безусловно повысился.
Продолжать работу с родителями по данной теме. Периодически пополнять базу дидактических игр по сенсорному развитию, привлекая к участию родителей. Обобщать сенсорный опыт детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни (на прогулке, в быту, игре, в беседа). Продолжать индивидуальную работу с детьми. Продолжать индивидуальную работу с детьми. Благодаря этому интересному опыту работы дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Большинство детей стали инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.