Технология формирующего оценивания при обучении биологии и химии биологии и химии Материал подготовила Агаркова Оксана Николаевна, рук. ШМО учителей естественного цикла и общественных наук, учитель биологии 1 квалификационной категории МОУ СОШ 19 г. Комсомольска-на-Амуре
Что такое формирующее оценивание? Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
3 Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности. сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
4 Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
5 Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания 1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. 2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. 4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. 5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
6 Как использовать на практике?
7 распределение образовательных результатов по урокам
8 Планируемые образовательные результаты Воспроизведение воспроизводит схему движение крови по сердечно-сосудистой сис- теме, указывает способы его регуляции; называет особенности строения кровеносной и лимфатической сис- тем; выбирает из предложенного списка факторы, влияющие на состояние кровеносной и лимфатической систем; описывает строение органов кровообращения и ход крови по сосу- дам; показывает на таблицах и схемах строение кровеносной и лимфатических систем; рассказывает о различных заболеваниях сердечно-сосудистой сис- темы; на основе известных характеристик описывает различные типы кровотечений.
9 Понимание объясняет с позиции эволюционных преобразований особенности строения кровеносной системы хордовых животных; составляет схемы движения крови по сосудам; объясняет строение и функции кровеносной и лимфатической сис- тем с точки зрения их взаимодействия с окружающей средой.
10 Применение дает характеристики основным структурам кровеносной системы по определенному плану; собирает модель сердца; определяет пульс и давление;
11 Применение выделяет в структуре кровеносной системы отдельные части; составляет рекомендации по оказанию первой медицинской помощи; оказывает медицинскую помощь при кровотечениях.
Анализ называет факторы среды, оказывающие неблагоприятное воздействие на кровеносную систему; по перечисленным характеристикам определяет тип кровотечения; выделяет признаки изменения кровеносной системы при неблагоприятных воздействиях окружающей среды.
13 Синтез делает вывод о нецелесообразности употребления алкогольных напитков, других токсических веществ, курения; на основе сравнительного анализа систем органов кровообращения хордовых животных делает вывод об уровне организации данной системы у человека.
14 Оценка оценивает степень влияния факторов окружающей среды на кровеносную систему; оценивает уровень развития кровеносной системы различных хордовых животных.
15
Технология формирующего оценивания позволяет: скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода Поощрять самодвижение и сотрудничество. Оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках Осуществлять мониторинг прогресса учащихся. В результате накопления полезных отзывов и комментариев учитель обращает внимание на слабые стороны учащегося и подтверждает его сильные стороны.