1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов, и тем самым 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. 5. Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов : эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т. д. 2. Выявить вспомогательные художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха : строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т. п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа. 3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.
1. В контексте творчества самого автора : найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их ( изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т. п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. 2. В контексте национального литературного процесса : найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени. 3. В контексте мирового литературного процесса : подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким - либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.