Литература Великобритании и США ХХ век Учебный элемент модуля: 18 ч. лекций, 27 ч. семинаров – 9 недель преп. Шайдорова Наталья Александровна Форма аттестации: экзамен
Аттестация по модулю Общее количество баллов за модуль – 300 (50 – экзамен) УЭМ-1: 150 баллов Текущий рейтинг – 90 Контрольная работа – 10 Творческий рейтинг – 10 Реферат – 15 Экзамен – 25 УЭМ-2: 150 баллов
Основная литература по курсу Зарубежная литература ХХ века: Учебник/ Л.Г.Андреев,А.В.Карельский, Н.С.Павлова и др.; Под ред. Л.Г.Андреева.- М.: Высшая школа, Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века : Учеб.пособие для вузов. - М. : Академия, Яценко В. М. История зарубежной литературы второй половины XX века - М.: Флинта : Наука, Литература страны изучаемого языка (английский язык): метод. указания и рекомендации. / авт. И.А.Фомченкова, Н.А.Шайдорова. НовГУ им. Ярослава Мудрого. – В.Новгород, (эл. версия в «Учебных материалах» преподавателя на сайте НовГУ, папка «Литература ХХ век», файл «Литература пособие 2»)
План работы в семестре План работы в семестре 14 февраля Редьярд Киплинг поэма«Баллада о Востоке и Западе» 20 февраля Теодор Драйзер роман «Сестра Кэрри» 27 февраля Вирджиния Вульф роман «Миссис Дэлловей» 6 марта Эрнест Хемингуэй роман «Прощай, оружие!» 13 марта Ф.С. Фитцджеральд роман «Великий Гэтсби» 14 марта Теннесси Уильямс пьеса «Стеклянный зверинец» 27 марта Рэй Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» 3 апреля Джон Фаулз «Женщина французского лейтенанта» 10 апреля Филипп Рот «Людское клеймо»
Литература Великобритании и США ХХ век Лекция 1 Периодизация литературы по этапам общественной истории ХХ века Литературный процесс на рубеже веков
Периодизация литературного процесса ХХ века 1895 – 1925 гг. Дальнейшее развитие реализма и ранний модернизм 1918 – 1945 гг. Зрелый модернизм 1944 – 1975 гг. Новые формы реализма. Ранний постмодернизм 1970 – 1995 гг. Диверсификация и экспериментирование
Рубеж XIX-XX вв. Turn of the century Реалистический способ освоения действительности: опирается на достижения науки, базируется на принципе историзма понимание общества как некоей объективной целостности, подвластной научной систематизации и типизации в формах, аналогичных жизни К концу XIX - началу ХХ века повсеместно утверждается жанр социального романа, а познавательные возможности реализма раскрываются в многотомных романах, в тяготении к циклизации (Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»).
Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики XIX века, в полной мере был реализован веком ХХ : он открывается англо-бурской войной, затем погружается в две мировые войны, угрозу атомной войны, огромное количество военных локальных конфликтов.
Рубеж XIX-XX вв. Turn of the century На рубеже веков возникает реалистическая новеллистика и появляется «новая драма» (Бернард Шоу). В эстетике реалистической драматургии, в формуле «мы сами в наших собственных обстоятельствах» (Б. Шоу) получил адекватное выражение пафос достоверности, нацеленность на современность, движение от исключительного к обыденному, «каждому». Апофеоз реалистического жизнеподобия «система Станиславского» с идеей «вживания» актера в образ.
Рубеж XIX-XX вв. Искусство как новое божество В конце XIX в. происходит оформление «декаданса» как особенного качества общества и культуры. Декаданс это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад цельности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. «Распад цельности» это и одновременное формирование крайностей в виде натурализма и в виде символизма.
Рубеж XIX-XX вв. «Красота выше морали» Из импрессионистического принципа «все во впечатлении» исходят герои романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891). Если красота выше морали, превыше всего, им соответственно «все дозволено». Ради свежего, оригинального впечатления эстеты О. Уайльда готовы на все, даже на убийство.
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» В «Портрете Дориана Грея» (1891) Уайльд воплотил свою концепцию человека, который ни добр, ни зол в его Душе и ад, и рай. Бэзил Холлуорд и Генри Уоттон это это двуликий Янус зла, которое приходит к Дориану, растлевая его как личность. Бэзил запечатлевает на картине физическую красоту Дориана, отражающую в определенный момент времени его незапятнанную грехом душу. Лорд Генри, проповедуя гедонизм, безудержный эгоизм и аморализм, медленно отравляет душу Дориана, его внутреннее «я».
Рубеж XIX-XX вв. «Красота выше морали» Эстетизм и дендизм явились реакцией на викторианство, на натурализм, на прагматизм, на изменение сознания под влиянием естественных наук.
Интеллектуальная подготовка литературы ХХ века Интеллектуальная подготовка литературы ХХ века Эволюционное учение Чарльза Дарвина (1859 г. «Происхождение видов») Экономическая теория Карла Маркса (1889 г. Das Kapital) Философия Фридриха Ницше ( гг. «Так говорил Заратустра») Психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда ( гг.)