Компетентностный подход в содержании обучения. Или как получить образовательные результаты? Наталья Викторовна Жадько, Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами МГПУ, руководитель магистерской программы «Бизнес-педагогика». Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
1. Предыстория. Компетентностный подход. От знаний к навыкам. Компетентностный подход в обучении принят во всем мире начиная с 80-хгг. ХХ в. в школьном, вузовском и постдипломном обучении как концепция обучения компетенциям ( практическим навыкам) в противовес постоянно устаревающим знаниям. Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
2. Предыстория. Компетентностный подход. Общий подход – разная лексика Среднее образование. Школа Высшее образование ВУЗПостдипломное обучение. Бизнес обучение. ФГОС KPI Компетенции/ УУД/знания Компетенции/знания Навыки, компетенции Формулируются через «готовность и способность» Формулируются через действия Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
3. Предыстория. Компетентностный подход декларируется. А на практике не всегда получается. Причины: 1)Формулировки компетенций ( способность и готовность не предполагают действий – не предполагают образовательных результатов ( лучшем случае, поведение), 2)Неочевидна структура и содержание компетенций, 3)Компетентностный подход вступает в противоречие с традиционным, «знание ориентированным» тематическим обучением. Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
4. Тематическое обучение – основной результат - знание. 1)Тематическое предметное обучение нацелено на освоение темы – предметной области, границы которой могут меняться или не определены. 2)Результатами тематического обучения становятся знания темы. 3)Инструмент оценки образовательных результатов – тест, олимпиада, экзамен, ЕГЭ. 4)Результаты тематического обучения, при отсутствии прикладных задач, по мере удаления от контрольного замера – утрачиваются. 5)Компетенции в результате тематического обучения могут формироваться опосредованно, при помощи групповых или обще групповых диалоговых формах работы. Замеры компетенций как образовательных результатов неприоритетны и затруднительны. Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
5. Компетентностный подход в обучении. Понятийный аппарат. 1)Компетенция/навык/УУД – попытка по- разному указать на действия, которые ученики смогут совершать в процессе и по окончании обучения, 2)Компетенция/навык/УУД – может быть «твердой», «жесткой» и «мягкой», «пластичной». От этого базового различения зависит структура занятия ( урока) и результаты обучения. Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
6. «Мягкие» и «жесткие» навыки ( компетенции, УУД). «Мягкий» навык«Жесткий» навык 1) Контекст ( система обстоятельств, при котором формируется и проявляется навык) – подвижный, изменчивый 1) Контекст ( система обстоятельств, при котором формируется и проявляется навык) – жесткий, стабильный 2) Ограничения во времени формирования и проявления 2) Определенный временной запас для формирования и проявления 3) Сфера проявления – коммуникация и принятие решений 3) Сфера проявления - интеллектуальные и физические действия 4) Перевод в осознанное действие методом соотнесения алгоритма и контекста 5) Перевод в бессознательное действие методом многократных повторений Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
7. Структура «мягкого» навыка/ компетенции/УУД 2. Контекст 3. Технологии и алгоритмы 1. Мотивация ( желание) Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва
8. Алгоритм формирования «мягкого» навыка/ компетенции/УУД Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва навык Лекция/ видео презентация, презентация. Контекст/Технология Задание ( индивидуально, в группе, в общей группе) Контекст/ Технология Презентация выполненного задания Контекст/Технология Анализ учителем выполненного задания Контекст/ Технология
9. Различие организации занятий в формировании знаний и компетенций 1)Цель – знания, основной метод повторения, результат – раскрытие темы 2)Цель компетенции, основной метод задания ( индивидуальное, групповое, обще групповое), результат – осознанные действия ( «мягкий» навык, компетенция, УУД) или автоматические действия ( «жесткий» навык, компетенция). Конференция «Тенденции развития образования. Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра» февраля 2015, Москва