ГБДОУ детский сад 69 с приоритетным осуществлением физического развития Красносельского района Санкт-Петербурга. ТЕХНОЛОГИЯ здоровьесберегающая Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу. ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ АЛЕКСАНДРОВА Е.В. АЛЕКСАНДРОВА Е.В.
Актуальность: По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных районов России куда входит и наш славный город Санкт-Петербург. За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха, частое столкновение атмосферных фронтов, воздействуя на неокрепший организм ребенка, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед воспитателями,- воспитание здорового подрастающего поколения. Медицинская диагностика детей нашей группы показала нарушения осанки и сколиоза, поставлен диагноз – плоскостопие 5 детям из группы. Отсюда возникает необходимость разработки комплексной программы оздоровления детей с учетом региональных климато-географических особенностей. Акцент делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата, что актуально для нашего региона.
ЦЕЛЬ: Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Обеспечить каждому ребенку гармоничное развитие, помочь ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня.
Задачи: Оздоровительные задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания; формирование правильной осанки, гигиенических навыков. Образовательные задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы. Воспитательные задачи: воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
ПРИНЦИПЫ: Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей Последовательность Поэтапность Систематично сть
Модель и форма ежедневной физкультурно- оздоровительной работы: Утренняя гимнастика Занятия Прогулка Гимнастика после дневного сна Закаливающие процедуры Физкультурная Музыкальная Валеология. Физкультурные занятия Физминутки и динамические паузы Гимнастика для глаз Пальчиковая гимнастика Релаксационны е упражнения Дыхательная гимнастика Подвижные игры Спортивные игры Игры- эстафеты Самост- ная активная деятельность Бодрящая гимнастика Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика Хождение по «дорожке здоровья» Игровой массаж и самомассаж Комплекс упраж-й на коррекцию осанки Сон без маек Контрастные воздушные ванны Обширное умывание Для обеспечения достаточной двигательной активности детей широко используется оборудование физкультурного уголка группы, детской площадки и спортивного инвентаря.
Утренняя гимнастика: Создает утром бодрое, радостное настроение Мы под музыку бежали, Но нисколько не устали. Будем бегать мы опять- И движенья повторять!
Физкультурные занятия: Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными. В процессе систематических физкультурных занятий растет тренированность организма ребенка, что способствует увеличению функциональных резервов адаптации.
Надо, надо закаляться и привычку завести- Физкультурой заниматься, чтоб здоровыми расти. Это всем понять пора в добрый час, физкультура!
Занятия по валеологии Валеология - наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения. Как учебная дисциплина - это совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Термин предложен российским ученым И.И. Брехманом в 1980 году как производное от латинского valeo – "здоровье" или "быть здоровым" Занятия по валеологии должны быть уроками самопознания, само открытия. Главным в процессе обучения является мотивация. Ребёнок сам должен захотеть познавать себя, законы развития своего организма, научиться жить по законам здорового образа жизни.
Я здоровье берегу, сам себе я помогу. От микробов и болезней сам себя уберегу.
ПРОГУЛКА: Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка оказывает на детей закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствует повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста, оптимизирует двигательную активность детей. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Оздоровительные процедуры: В сочетании с физическими упражнениями, значительно укрепляют здоровье каждого. Они закаливают и делают более устойчивыми к изменениям погоды. Приятно тренировать себя для того, чтобы сопротивляться преувеличенной опасности холода. Воздушные ванны
Помогает развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизирует речевые навыки, память, мышление. Рисовали, рисовали Наши пальчики устали. Мы немного отдохнём, Рисовать опять начнём! Пальчиковая гимнастика
Стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания. Массаж спины «ПОЕЗД»Самомассаж «ХОМКА» Игровой массаж и самомассаж
Массаж биологически активных точек
Упражнения на профилактику осанки и плоскостопия.
способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту. «Смешинка». Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки «ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы- гы-гы». «Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с или «ш-ш-ш» («шарик сдулся»). «Дровосек». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх вдох, опустить вниз длинный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз). Дыхательная гимнастика
Предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности детей на занятиях, обеспечению кратковременного активного отдыха. Динамические паузы и физминутки.
Способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений. Гимнастика для глаз
Направлены на снятие напряжения с нервной системы ребенка, на его успокоение, расслабление, чтобы на занятии улучшить его работоспособность. Они предполагают постепенное расслабление групп мышц: рук, ног, шеи, диафрагмы речевого аппарата. Главный смысл такого психолого-педагогического воздействия на занятиях – релаксация для мобилизации. Точное значение слова «релаксация» в переводе с латыни – расслабление, как снятие напряжения. Релаксационные упражнения
Бодрящая гимнастика Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза, проснуться!
Раз обмоем кисть руки, Два с другою повтори. Три до локтя намочили, Четыре с другою повторили. Пять по шее провели, Шесть смелее по груди. Семь лицо свое обмоем, Восемь с рук усталость смоем. Девять воду отжимай, Десять сухо вытирай. Обширное умывание
Игры: Сюжетно-ролевая игра«ПОЛИКЛИНИКА» Дидактические игры По валеологии.
Спортивные игры в группе.
Досуги и развлечения: «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ- ЗДОРОВЫЙ ДУХ »
Работа с родителями:
Преемственность в проведении закаливания в детском саду и семье.
Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. М.:Вентана- Граф, 2004 Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007 Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. (под ред. З.И.Бересневой) - М.: ТЦ Сфера, 2003 Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. ( Программа для ДОУ). - М.: ТЦ Сфера Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие.\ Под ред. В.И.Орла, С.Н.Агаджановой. – СПб.: « Детство-Пресс », Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. Авт.-сост. А.К.Сундукова, Г.Н.Калайтанова, Е.В.Майгурова. - М.: Аркти, 2008 Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-7 лет. (Популярное пособие для родителей и педагогов). - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003 Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. \ составитель Моргунова О.Н. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – М., 2007 Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья.Программа оздоровления дошкольников.ТЦ Сфера Москва 2007 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Желаем вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути Главнейшее условье.