Что мешает модернизации? Пономарев И.В. Госдума РФ Государственная Дума, 19 октября 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первый год нового курса Пономарев И.В. Госдума РФ Москва, 23 марта 2010 г.
Advertisements

Создание информационного общества: почему не идут инновации? Пономарев И.В. Госдума РФ Форум «Деловой России», 30 июня 2009 г.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
Финансирование инноваций Гаджиев Ф.Р., к.э.н., Банк Москвы Финансовый университет при Правительстве РФ Институт делового администрирования и бизнеса.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Концепция Российского информационного венчурного портала.
Роль бизнес-ангелов в развитии инновационной cоставляющей экономики. Формирование и объединение региональных сетей бизнес-ангелов. Чебоксары 2007 год.
«МГУ имени М.В. Ломоносова, конференция «Ломоносов – 2010»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Роль государственной поддержки в развитии инновационного бизнеса Заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики 07 апреля.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Законодательные инициативы по улучшению правовой среды для прямых частных инвестиций» И.В. Осколков Директор Департамента корпоративного управления 9.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
1 Частный акционерный капитал как катализатор экономического развития: нормативно-правовое регулирование.
Стратегическая цель: Привлечь частный венчурный капитал в инновационные проекты на всех стадиях их реализации в России с созданием условий для саморазвития.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
1 Роль банков в реализации проекта Инновационного центра «Сколково» А.Г.Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России 18 января 2011 г.
для ИННОВАТОРОВ Инновационный центр представляет собой единое окно в инфраструктуру поддержки инновационных проектов Свердловской области. Центр владеет.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Транксрипт:

Что мешает модернизации? Пономарев И.В. Госдума РФ Государственная Дума, 19 октября 2009 г.

Некоторые общие соображения Модернизация экономики не сводится к повышению ее инновационности. Модернизация – это построение нового общества, общества модерна Инновационность экономики не впрямую связана с технологическим развитием Открытие технология продукт инновационному бизнесу В России нет «генетических», «ментальных» проблем с инновационностью – СССР был одним из мировых лидеров в области инноваций

Предпосылки для создания инновационной экономики Высокий технологический потенциал страны Советское наследие в НИИ и РАН Естественнонаучное образование Изобилие свободных финансовых ресурсов Институты развития Средства госкорпораций Инфраструктурные проекты (технопарки, ОЭЗ) Создание инновационной экономики объявлено приоритетным направлением развития

Основные мировые тенденции Кризис системы венчурного финансирования Финансовый кризис остановил вложения на посевных и ранних стадиях Увеличивается дистанция между предпринимателем и венчурным фондом Кризис аналитических возможностей Усиление конкуренции фондов и бизнес ангелов Усиление роли государства как заказчика инноваций Азиатская, финская, израильская система полностью построены на государственном участии Американская система, оказавшись в кризисе, рассчитывает на средства «плана Обамы» Кризис сложившейся системы защиты интеллектуальной собственности (IP), из фактора развития она превращается в тормоз Монополизация отдельных сегментов (биотехнологии, ИТ) и олигополия в других (например, музыка) Создание барьеров для технологического развития в отдельных областях крупными корпорациями Демократизация инновационного процесса Вовлечение более широких масс в инвестиционные процессы Расширение географии инвестиций Программы поддержки предпринимательства со студенческой скамьи Политическое движение против копирайта

Проблемы законодательства Несовместимые юридические нормы в ряде важных для отрасли актах: Венчурные фонды Нет LLP ВФ в России – это разновидность ПИФ Акционерное законодательство Передача технологий Нечеткие формулировки в ряде актов дают возможность двойного толкования НДС для ПО Закон о защите персональных данных Ряд законов требуют доработки с учетом появления новых форм деятельности Гражданский Кодекс правоприменение в Интернете Авторские права Законодательство о госзакупках Законодательство о банкротстве Платежные системы Ряд специализированных законов (связь, реклама, СМИ, …)

Коррупция Неравные условия для крупного бизнеса и старт- апов Разрешительные материалы Скорость принятия решений Защита от произвола Доступ к контрактам Отчуждение власти и общества, невозможность принятия согласованной стратегии и заключения общественных договоров

Конкуренция других стран Низкая производительность труда в целом по экономике ведет к удорожанию даже эффективных производств Высокие зарплаты снижают конкурентоспособность Постоянный отток кадров Российское государство, в отличие от других стран, не помогает в международной конкуренции Нет практики офсетных сделок Нет технологических брокеров (или агентств по экспорту)

Проблемы имиджа России Россия не ассоциируется с конкурентоспособным, тем более высокотехнологичным, производством Россия считается ненадежным и непредсказуемым партнером Проблема с демократическими институтами и недоверие к первым лицам страны отпугивает инвесторов

Неадекватная инфраструктура Недостаточный и очень дорогой доступ к ключевой инфраструктуре Офисы Телекоммуникации Финансовые инструменты Долговой капитал дорог и недоступен Излишняя централизация в Москве и колониальная политика в отношении регионов Низкое качество жизни Деградация жилищной сферы Разрушение советской системы образования Традиционная система градостроения с высокой концентрацией населения изжила себя

Отсутствующие или неработающие институты Нет единого руководства модернизацией экономики и инновационным развитием Нет инвестиционной среды Нет выходов Нет фондового рынка Нет стратегов Нет сети венчурных фондов Государство не может заменить собой работающую рыночную инфраструктуру Пропасть между ВУЗами, наукой и производством Госзаказ не является инструментом государственной политики

Сопротивление элит Российские элиты не видят себя в России Не хотят инвестировать внутри страны Хотят жить в условиях западного общества потребления Благосостояние элит зависит от сырьевых секторов Инновации в сфере государственного управления грозят дестабилизировать сложившуюся общественно- политическую и бюрократическую систему

Деловой климат Неработающая судебная система Непонятная ситуация с собственностью Делать капвложения в России выглядит неразумно Таможня Налоговая служба либо не умеет, либо сознательно трактует принятые законы не в пользу инноваторов Информационная закрытость потенциальных деловых возможностей Очень длинные циклы принятия решения государственными органами

Структура экономики Риски в хай-теке выше, чем в сырьевых отраслях, а доходность в лучшем случае неочевидна Выбранный способ приватизации привел к созданию предприятий с колоссальными запасами средств и минимальными обязательствами – нечестная конкуренция Налоговая система стимулирует отрасли с низкой добавленной стоимостью Отсутствует внутренний спрос на инновационную продукцию

Кадровый голод Нет предпринимателей, тем более – серийных предпринимателей Страх банкротства, общество осуждает неудачу Нет success stories Нет ВУЗов, где бы учили предпринимательству Нет преподавателей-практиков Пониженный уровень мобильности внутри страны Нет наработанных международных связей и опыта Языковой барьер Демографический кризис Миграционная политика не способствует привлечению квалифицированных кадров

Надо делать выбор Четыре модели поддержки инноваций: Финская Государство – главный венчурный инвестор Опора на образовательные центры, вокруг которых создаются технопарки Ставка на экспорт Американская Государство – крупный заказчик Антикризисная программа Обамы вся построена на поддержке инноваций Опора на частный венчурный капитал вокруг образовательных центров Ставка на внутренний спрос Израильская Государство – научный руководитель и крупный заказчик Опора на сеть бизнес-инкубаторов Ставка на внутренний госзаказ и экспорт Азиатская Государство – строитель инфраструктуры и гарант иностранных инвестиций Опора на созданные с нуля технопарки и технополисы Ставка на крупные международные компании

Предложения по поддержке предпринимательства Выработка на уровне Президента РФ общенациональной стратегии развития информационного общества и модернизации экономики – программы ГОИНРО Основа – решения, сделанные на Комиссии по модернизации 5 технологических приоритетов Согласованная стратегия на законодательном уровне принятие Инновационного Кодекса Согласованная стратегия на исполнительном уровне Единое руководство инновациями Программа кадрового развития реализация набора инновационных проектов Первые результаты – пилотный проект в одном из российских регионов