Гипотеза: был ли оправдан выбор Петра I возвести форпост Петербурга именно на острове Котлин? Цель работы: показать уникальность географического положения острова Котлин и рассказать, какое влияние оно оказывает на жизнь и развитие Санкт – Петербурга на протяжении всей его богатой истории.
Остров Котлин расположен в восточной части Финского залива. Залив у берегов острова мелководен, за исключением корабельного фарватера, который проходит вдоль острова между его южным берегом и Ломоносовской отмелью. Котлин с древнейших времён принадлежал России, входя в состав Великого Новгорода. Он расположен на Великом пути «Из варяг в греки». Это был один из торговых путей русских купцов.
В начале XVII века шведы захватили этот район почти на 100 лет. Россия потеряла выход в Балтийское море. Пётр I, понимая значимость этих территорий, начал Северную войну со Швецией, победа в которой помогла России вернуть выход в Балтику.
На полученном искусственном острове была возведена 3-х ярусная башня первого форта, названного Кроншлотом. Пётр I понимал, что необходимо создать надёжный щит строящемуся городу. И такой щит был найден.
Шведам не удавалось ни на море ни на суше прорвать оборону русских. Кроншлот и батареи на Котлине стали серьёзным препятствием на пути врага.
Кронштадт и его форты, по замыслу Петра I, были размещены в стратегически идеальном месте и гениально оснащены технически. Ни один корабль противника, за всю историю существования кронштадтских укреплений, не прошёл мимо них!
Гитлер акцентировал внимание на взятии Кроштадта, как первоочередной задаче, равнозначной захвату Ленинграда и Москвы.
Роль ладожской «Дороги жизни» в деле снабжения Ленинграда известна всем. В то же время о существовании практически аналогичной «Малой дороги жизни» знают немногие. Она проходила от станции Бронка по льду через Кронштадт до Лисьего Носа (как и дамба, построенная гораздо позже).
Помощь Кронштадта пришла в тяжёлую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни ещё не действовала. Ленинградцы получали тогда самую скудную блокадную норму. Из кронштадтских запасов по Малой дороге жизни было перевезено более 3000 тонн продуктов жителям блокадного Ленинграда.
Указом Президента РФ 462 от 27 апреля 2009 года городу Кронштадту присвоено звание «Город воинской славы». Благодаря героизму кронштадтцев, Балтийское море не было немецким ни одной минуты, враг не смог пробиться к Ленинграду.
История Петербурга неразрывно связана с природными катастрофами – наводнениями. Гравюра «Наводнение 7 ноября 1824 года у памятника Петру I» (1879 г.)
За 300 лет Петербург пережил более трёхсот наводнений.
В 1840 году у одной из опор Синего моста, через Обводный канал в Кронштадте, был установлен специальный футшток. За «нуль Кронштадтского футштока» была принята метка, равная 21 футу (около 6 метров).
Появлением Кронштадтского футштока мы обязаны знаменитому русскому гидрографу – вице-адмиралу Михаилу Францевичу Рейнеке. От Кронштадтского футштока и ныне ведутся расчёты всех российских высот и глубин.
Наблюдения за петербургскими наводнениями позволяют выделить: Опасные наводнения выше 180 см; Разрушительные более 210 см; Катастрофические свыше 300 см. Самые крупные наводнения за три века Петербурга: 10 сентября 1777 года 321 см; 7 ноября 1824 года 421 см; 23 сентября 1924 года 380 см.
В ходе наблюдений за петербургскими наводнениями, было выяснено, что они порождаются нагонной волной. Всё начинается далеко в Атлантике, где зарождается циклон – мощный атмосферный вихрь, несущий ненастье и сильный ветер. Циклон, устремляясь в Балтийское море, нарушает равновесие водных масс, в результате чего возникает длинная (нагонная) волна, высота которой постепенно растёт. Это и приводит к наводнениям.
После самого крупного наводнения в Санкт - Петербурге, в 1825 году инженером Петром Петровичем Базеном было предложено отделить Невскую губу от Финского залива каменной плотиной (дамбой), оставив широкий канал для прохода судов. Им был разработан проект дамбы. Однако в то время, этой идее не суждено было сбыться. Проект Базена был сочтён неосуществимым.
Но только в 20 веке эту идею смогли претворить в жизнь советские и российские инженеры и строители. День 19 августа 1979 года можно считать началом стройки и днём рождения Комплекса защитных сооружений.
Работы развернулись стремительно, задачи были поставлены масштабные. Для реализации проекта было привлечено 10 министерств и ведомств. Не всё шло гладко в этом строительстве. Стройка на несколько лет была «заморожена» из-за отсутствия финансов.
Общая протяжённость Комплекса 25 км. В составе Комплекса 11 каменно-земляных дамб, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения. Благодаря напряжённому труду и таланту проектировщиков и архитекторов, инженеров и строителей, наш город получил надёжную защиту от водной стихии.
По дамбе проходит шестиполюсная автомагистраль с мостами, тоннелем и транспортными развязками. Под судоходным каналом С-1 находится подземный шестиполюсный автомобильный тоннель, длиной 1961 метр. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке – минус 28 метров.
Водопропускное сооружение гидротехническое сооружение, предназначенное для обеспечения пропуска потока воды в нужном направлении. В Комплекс защитных сооружений входят шесть водопропускных сооружений В-1 В-6.
В каждом водопропускном сооружении находятся мощных затворов, которые по команде опускаются при помощи гидравлических насосов, закрывая проток воды.
Судопропускное сооружение вид судоходных гидротехнических сооружений, предназначенный для пропуска судов между частями водоёма. В Комплекс входит два судопропускных сооружения: С-1 и С-2.
Судопропускное сооружение С-1 осуществляет закрытие основного южного фарватера. Его закрытие производится при помощи батопортов, которые выдвигаются при помощи тягачей. Глубина фарватера в районе С-1 равна 14 метрам. Комплекс защитных сооружений рассчитан на защиту от наводнения с высотой волны до 5 метров.
С-2 представляет собой судоходный канал шириной 110 м и глубиной 7 м с подъёмно-опускным затвором, который в период спокойной воды находится на дне судоходного канала, в бетонном пазу. Во время наводнений эта конструкция поднимается из воды с помощью четырёх гидравлических цилиндров и надёжно перекрывает судоходный пролёт.
Получив информацию от Гидрометцентра о подъёме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно (за 3 часа) предупреждает Администрацию Большого порта об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений.
Полностью перекрытие потока воды Комплексом может быть осуществлено с Центрального пульта управления за 30 минут.
«Какие бы огромные средства ни были затрачены на строительство сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений, они полностью окупятся только за один катастрофический подъём невской воды». «Да смирится стихия». По оценке специалистов использование КЗС помогло: 28 ноября 2011 года предотвратить ущерб городу в размере 1,3 миллиарда рублей; 29 октября 2013 года предотвратить ущерб городу в размере 19,2 миллиарда рублей. С.Агалаков. (гл.инженер проекта КЗС)
За 310 лет истории остров Котлин и Санкт-Петербург неразрывно связаны. Ещё с момента основания Кронштадту отводилась роль форпоста Петербурга для защиты от врагов. В прошлые века это подтверждалось силой фортов, доблестью и славой русских моряков, охранявших спокойный сон Петербурга. Но не только в этом сказалась защитная роль Кронштадта. Мог ли знать Пётр I, что его «Парадиз» через три века обретёт защиту от природных катастроф наводнений. Этой защитой стал современный Комплекс защитных сооружений, проходящий вблизи фортов и через остров Котлин. Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Российский император оказался прозорлив и сто раз прав, когда более трёхсот лет назад, принимая гениальное решение, обратил внимание на маленький остров посреди Финского залива, который впоследствии сыграл огромную роль в судьбе Петербурга. И навсегда замолкнут разговоры и пророчества: «... быть городу пасту...», «... его смоет большая вода...». Красуйся, град Петров, И стой неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия. А.С.Пушкин «Медный всадник»