Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками
Развитие коммуникативных навыков у детей происходит в деятельности, а ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др. уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. По мнению Е.Е. Кравцовой театрализованная игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (театрализованная игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточено ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли актера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть театрализованная игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребёнка. Театрализованная игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков. 2. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. 3. Определение организационных форм театрализованных игр и упражнений как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра. 2. Самостоятельная театрально- художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни. 3.Мини-игры на развивающих занятиях, театрализованные игры-спектакли, миниатюры.
На первом этапе внимание детей старалась акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка (приложение 1). На втором этапе игровые ситуации позволяли ребенку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии воспитанникам предоставлялась возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди (приложение 2). Третий этап - завершающий. В начале этого этапа проводились специальные развивающие занятий с использованием игровых ситуаций на развитие способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой, голосом в творчестве; на развитие способности сопереживать.
Беседы, консультации, семинары- практикумы. Игры : «КВН», «Круглый стол» Конкурсы: «Сделаем сами своими руками»
Наименование показателей Начальный этап Завершающий этап Навыки общения Низкий уровень- 56% Низкий уровень – нет Средний-44%Средний-64% Высокий-нет Высокий-36% Коммуникативные склонности Низкий уровень- 36% Низкий уровень- нет Ниже среднего- 35% Ниже среднего- 2% Средний-29%Средний-78% Высокий уровень- нет Высокий уровень- 20%
Спасибо за внимание!