Нравственные качества работника фармацевтической отрасли.
При анализе поведения необходимо учитывать многие факторы, а именно: 1. Прежде всего, надо исходить из мотива того или иного поступка. Конечно, то или иное действие обычно вызвана не одним мотивом. Поэтому важно выделить ведущий мотив. 2. Также важно учитывать последствия тех или иных поступков. Ли утверждают они добродетели, приносят благо окружающим людям. Ведь случается же : хотел как лучше, а получилось.. 3. Необходимо учитывать и условия, в которых совершается поступок. Например, можно представить материальную поддержку человеку, имея солидный счет в банке, а можно сделать тот же поступок, обладая весьма скромным достатком.
Нравственное поведение - это всегда выбор, это творчество. Но последнее невозможно без свободы, свободы выбора. Без свободы нет лица, нет нравственности. И сейчас мы требуем от медиков особой опрятности, деликатности, умение поддержать человека в трудную минуту, предельной самоотверженности в борьбе за здоровье, жизнь пациента. Древний принцип "не навреди" действует и в настоящее время.
По систематическим выполнением Кодекса путем постоянного мониторинга следить комитеты по этике, которым в соответствии с мировой практикой следует предоставить ряд полномочий нормативно-правового характера. Кодекс будет способствовать цивилизованному развитию отечественного фармацевтического рынка, а соблюдение морально-этических норм в перспективе станет выгодным и целесообразным.
Во исполнение Указа Президента Украины «О неотложных мерах по реформированию системы здравоохранения населения» от г. 1694/2005, в соответствии с п предусматривает принятие Фармацевтического этического кодекса, была создана рабочая группа из ведущих ученых НФаУ и представителей практической фармации - членов правления общественной организации «Харьковская областная ассоциация фармацевтических работников» (президент - В.П. Черных).
Целью Кодекса является право фундаментальных принципов профессии, основанной на моральных обязательствах и ценностях. Кодекс определяет этические нормы профессионального поведения и ответственности, которые должны стать руководством для провизоров и фармацевтов в их взаимоотношениях с обществом в условиях формирования рыночных отношений, возрастания роли и значимости фармацевтической профессии.
Кодекс является сводом норм фармацевтической этики и деонтологии поведения фармацевтических работников в процессе предоставления квалифицированной и качественной, доступной и своевременной фармацевтической помощи населению, направленных на формирование доверия к профессиональной деятельности провизоров и фармацевтов и повышение статуса и имиджа фармацевтической профессии в обществе.Фармацевтическая или профессиональная этика фармацевтических работников - составляющая общей этики - является наукой о моральных нормах поведения фармацевтических работников при осуществлении профессиональной деятельности. Она имеет глубокие исторические корни и питается примерами нравственного поведения лучших представителей фармацевтической профессии многих поколений.
Профессиональная этика фармацевтического работника основывается на принципах законности, профессионализма и компетентности, объективности и честности, партнерства и независимости, гуманности, конфиденциальности и индивидуального подхода к каждому пациенту.Законодательной базой Кодекса являются законы Украины в сфере здравоохранения, о лекарственных средствах, защите прав потребителей, о рекламе, Гражданский кодекс и другие законодательные акты Украины.
Фармацевтический работник в современном обществе Основной задачей профессиональной фармацевтической деятельности специалиста отрасли является профилактика, сохранение и укрепление здоровья человека, соответствие этой деятельности следующим основным требованиям: высокий профессионализм и компетентность по вопросам обеспечения населения лекарственными средствами ( ЛС ); содействие рациональному назначению и применению ЛС и изделий медицинского назначения ( ИМН ) обеспечение гарантий качества и безопасности применения ЛС и ИМН, а также предотвращение ошибок при изготовлении, контроле, продвижении и отпуска ЛС; участие в борьбе с разработкой, изготовлением, продвижением и распространением фальсифицированных, субстандартных, незарегистрированных в Украине ЛС и ИМН
Фармацевтический работник должен: влиять на общество в сфере сохранения здоровья населения, по вопросам профилактики заболеваний; соблюдать нормы фармацевтической этики и деонтологии, постоянно повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков; выполнять свои профессиональные обязанности добросовестно и внимательно, сохранять при этом свою профессиональную независимость; сохранять достоинство и честь фармацевтической профессии, воздерживаться от любых поступков и действий, которые могут вызвать негативное отношение к профессии, даже если это не связано с его практической деятельностью; владеть полной информацией о ЛС, в том числе об их побочном действии и противопоказания к применению, а также гарантировать, что все виды информации и рекламы о его практической деятельности являются конкретными, правдивыми и отвечают требованиям профессиональной этики.
Фармацевтический работник в своей практической деятельности по рекламе ЛС и ИМН должен руководствоваться исключительно действующим законодательством с соблюдением этических принципов и моральных норм, предусматривающих следующие требования: рекламе подлежат только безрецептурные ЛС и ИМН; недопустима реклама, нарушает общепринятые нормы гуманности и морали, побуждает к насилию, агрессии, опасным действиям, которые наносят вред здоровью человека, создает ложные представления о рекламируемой продукции и приводит к необоснованному самолечению; неэтичной следует считать рекламу, которая вводит в заблуждение относительно рекламируемого товара и содержит некорректные сравнения с товарами других производителей; несоблюдение принципов законности, профессионализма, объективности, корректности рекламы является нарушением этических норм продвижения ( дистрибьюции ) ЛС и ИМН.
Фармацевтический работник является главным специалистом по обеспечению пациентов ЛС и ИМН, плодотворно сотрудничает с врачом и больным для обеспечения рационального их использования.Интересы пациента, забота о его здоровье должны быть приоритетом для фармацевтического работника по отношению к коммерческим интересам продаж ЛС и ИМН.
Фармацевтический работник должен: с уважением относиться к каждому пациенту с позиций индивидуального подхода, не выражая привязанности или неприязни; владеть психологическими навыками общения для достижения доверия и взаимопонимания с пациентами; действовать открыто, честно и объективно, не используя в личных интересах или в интересах своего учреждения осведомленности и информированности пациента о ЛС и ИМН, не оказывать на него давления (в любой форме) для осуществления их покупки.
Фармацевтический работник должен выполнять требования деонтологии, а именно: быть чутким, доброжелательным и внимательным к пациенту; следить за своей речью, жестами и мимикой, обращаться к пациенту четко и достаточно громко, привлекая внимание своим надлежащим видом; уметь выслушать пациента и всегда находить с ним взаимопонимание; иметь безупречно чистый, опрятный, специальная одежда делового стиля.
Фармацевтический работник обязан: предоставить пациенту всю необходимую информацию о ЛС и ИМН (способе применения, сроки и частоту, противопоказания, побочные эффекты, хранения в домашних аптечках, взаимодействие с другими ЛС, алкоголем, продуктами питания и т.д. ); осуществить эффективную фармацевтическую опеку по профилактике или лечению того или иного заболевания; предоставить пациенту возможность окончательного выбора ЛС и ИМН; сохранять конфиденциальность информации о болезни пациента, является профессиональной тайной кроме случаев, предусмотренных законодательством ; обращать внимание на возможное взаимодействие ЛС при одновременном применении, информировать об этом пациента; при необходимости оказать первую доврачебную помощь больному.
Фармацевтический работник как специалист области обязан: информировать врача о ЛС, их наличии, особенностях фармакотерапии, применение аналогов; предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических и лекарственных средств; требовать от врача четкого выполнения установленных нормативными актами правил выписывания рецептов; выявлять ошибки в прописывании ЛС и обсуждать их только с медицинским работником.
Фармацевтический работник должен сделать все возможное для обеспечения пациента ЛС в соответствии с показаниями к назначению, химического состава, дозировки, формы отпуска и количества, прописанных врачом. Сотрудничество фармацевтического работника с медицинскими представителями фармацевтических компаний и врачами в сфере продвижения ЛС должно базироваться не только на их экономическим характеристикам, а прежде всего на показателях качества, эффективности, биодоступности этих средств.
Фармацевтический работник должен: быть носителем высоких морально - этических принципов своей профессии, быть честным и справедливым; проявлять терпимость, лояльность и понимание различных ( альтернативных) зрения, этнокультурных норм и верований своих коллег, уважать их взгляды и убеждения; быть корректным и доброжелательным к коллегам, уважать труд и опыт каждого члена коллектива; оказывать помощь и передавать профессиональный опыт молодым коллегам, способствовать их нравственному воспитанию; уважать своих наставников, старших коллег, ветеранов учреждения; проявлять профессионализм и корпоративную солидарность, всячески способствовать укреплению имиджа фармацевтической профессии; придерживаться принятых в коллективе морально - этических традиций; быть примером нравственного поведения не только для коллектива, но и для населения.
Фармацевтический работник обязан повышать свой профессиональный уровень и практические навыки, а также использовать в своей деятельности современные достижения фармацевтической науки и смежных отраслей знания (медицины, химии, биологии, психологии, социологии, экологии и т.д.).Фармацевтический работник должен способствовать проведению различного рода исследований (медико-фармацевтических, организационно-экономических, фармакоэкономических, маркетинговых, социологических и других).
Фармацевтический работник несет ответственность за нарушение принципов и норм профессиональной этики и деонтологии перед фармацевтическим сообществом, а также по действующему законодательству Украины, если эти нарушения одновременно касаются его норм.Правовые основы фармацевтической этики должны базироваться на Конституции Украины, Законе Украины "О лекарственных средствах" (1996), Законе "О рекламе" (1996) и ряде других законодательных актов.
Универсальные рекомендации национальных кодексов: 1. Фармацевт охраняет здоровье общества и каждой отдельной личности, выполняет свои профессиональные задачи с уважением к жизни человека. 2. Фармацевт должен проявлять одинаковую заинтересованность в отношении всех своих пациентов. 3. Обязанностью фармацевта является постоянное повышение своих профессиональных знаний и навыков. 4. Фармацевт должен хранить профессиональную тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда он будет уверен, что противоположные действия в интересах больного. 5. Фармацевт должен выполнять каждую профессиональную функцию тщательно и внимательно. 6. Фармацевт не должен никоим образом, даже частично, уменьшать свою профессиональную независимость.
Спасибо за внимание