Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО
Задачи Что предполагает ФГСО ДО Отличия ФГТ и ФГСО ДО Организация коррекционной логопедической работы с учетом требований ФГСО ДО: - Требования к планированию - Требования к структуре, содержанию коррекционных логопедических занятий
Причины введения: Временные требования устарели; Изменения норм российского законодательства; Тенденция к стандартизации образования; Понимание важности дошкольного образования; Обеспечение равного старта при поступлении в школу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. «Стандарт-это требования к педагогу, к условиям предметно-развивающей среды»
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения в контексте реализации ФГОС ДО 1. В разделе ФГОС ДО прописано, что содержание коррекционной работы включается в содержательный раздел Образовательной программы ДОУ. Данный раздел должен содержать: - специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (группы компенсирующей направленности); - использование специальных образовательных программ (программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной), использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития.
Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие
o 2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Образовательная область в структуре коррекционного обучения Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
3. Задачи других образовательных областей, решаемые в ходе коррекционной деятельности СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, развитие социального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности. Весь процесс коррекционного обучения имеет коммуникативную направленность, что чётко прописано в программе по преодолению ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия понимания произведений искусства (словесного), мира природы, стимулирование сопереживания персонажам. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности, направленной на развитие правильного дыхания, координации, Развитие крупной и мелкой моторики.
В ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРАХ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ обозначены характеристики речевого развития ребенка Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения Может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности
На этапе завершения коррекционной логопедической работы в соответствии с программой Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по преодолению ОНР Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи Пользуется в самостоятельной речи ПРП и СП, владеет навыками объединения их в рассказ Владеет элементарными навыками пересказа Владеет навыками диалогической речи Владеет навыками словообразования Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий Владеет элементами грамоты
Планирование коррекционной работы o Перспективное планирование в соответствии с программой по преодолению ОНР у детей Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной o Календарно-тематическое планирование занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико- грамматических категорий, развитию связной речи с учетом перспективного планирования и блочно- тематического планирования ДОУ
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Месяц Неделя Тематичес кий блок Тема занятия Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развитие лексико- грамматического строя речи Работа над предложением. Связная речь Навыки звукового анализа и синтеза Навыки чтения и письма
Календарно - тематическое планирование фронтальных занятий по обучению детей, имеющих ОНР грамоте и формированию навыков звукового анализа, навыков чтения и письма в подготовительной группе компенсирующей направленности Месяц Неделя Тематический блок Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза Навыки чтения и письма
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми, имеющими ОНР в подготовительной группе компенсирующей направленности Месяц Неделя Тематическ ий блок Тема Формирование лексико- грамматических категорий Связная речь
Примерная схема конспекта коррекционного занятия Конспект _________________________________________________ Тема _____________________________________________________ Образовательная область – Речевое развитие Задачи: Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные Методы, приёмы, технологии __________________________________ Оборудование ________ Использование ТСО (аудиозаписи, презентации) __________________ Мотивация (личностная, познавательная, социальная)______________
Ход занятия Структура ЭтапСодержан ие Примечание (требования в рамках ФГОС) I Вводная часть 1. Организационный момент – цель занятие должно проходить на фоне благоприятной эмоциональной направленности детей 2. Сообщение темы, постановка цели 3. Гимнастика посредством создания проблемной ситуации – цель: активизировать познавательную и речевую активность, мотивировать детей на занятие. II Основная часть 1. Беседа по теме 2. Активизация словаря по теме 3. Выполнение упражнений в зависимости от поставленных 4. Динамическая пауза 5. Первичное закрепление Учить детей делать выбор III Заключитель ная часть Итог занятия Рефлексия Чему научились? Что узнали?
Рефлексия Как в ходе организации коррекционной логопедической реализуется ФГСО ДО? Новизна в организации коррекционного логопедического занятия в ходе реализации Стандарта ДО?