« Формирование исследовательских навыков в процессе обучения лиц с ОВЗ » « Формирование исследовательских навыков в процессе обучения лиц с ОВЗ » Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса 4» Автор: Сапронова Ю.О. – мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин Москва
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 2
Выпускник колледжа должен быть готов к самостоятельной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях. Будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств. 3
Исследовательская деятельность обучающихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. 4
Функции исследовательской деятельности могут дифференцироваться в зависимости от способностей отдельного обучающегося: сохранение исследовательского поведения как средства развития познавательного интереса; становление мотивации к учебной деятельности и любви к будущей профессии; развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить и достигать цели. 5
Умения и навыки, формирующиеся в исследовательской деятельности: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; коммуникативные умения; презентационные умения. 6
В ходе исследовательской деятельности у обучающихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету. 7
В профобразовании лиц с ОВЗ цель исследовательской деятельности – приобретение обучающимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний). 8
Задача мастера производственного обучения – подготовить квалифицированного специалиста, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему чувствовать уверенность в своих профессиональных навыках. 9
Грамотно организованная исследовательская деятельность позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость в достижении результата, следовательно, способствует развитию познавательного интереса, социальной активности. 10
Обучающиеся, работая в лаборатории, имеют возможность проявить свои способности в исследовательской деятельности, проводя элементарные опыты с растениями, фиксируя результаты и делая выводы. 11
«Зеленое черенкование бархатцев (тагетеса) в аэропонной установке» 12
Методика проведения опыта: Черенки длиной 8-10 см. Нарезку производил на твердой доске прививочным ножом. Нижний срез делал косым. Было заготовлено 60 черенков с маточных растений трех разных сортов Тагетес. Черенки были помещены в специальные стаканчики, наполненные смоченным водой агроперлитом, и установлены на один стеллаж аэропонной установки в одинаковые условия: укоренение на воде, одинаковое количество света 13
14 Размер корневой системы и внешний вид черенков Размер корневой системы и внешний вид черенков Размер корневой системы и внешний вид черенков Результаты наблюдения за укоренением зеленых черенков Тагетеса в условиях аэропонной установки
15 Динамика развития корней у Тагетеса прямостоячего сорта «Солнечный гигант» на – слева и – справа. Результаты наблюдения за укоренением зеленых черенков Тагетеса в условиях аэропонной установки
16 Динамика развития корней у Тагетеса отклоненного сорта «Бонанза Пчелка» на – слева и – справа. Результаты наблюдения за укоренением зеленых черенков Тагетеса в условиях аэропонной установки
Внешний вид рассады Тагетеса, укорененного в агроперлите вне аэропонной установки Дата съемки: Внешний вид рассады Тагетеса, укорененного в агроперлите в условиях аэропонной установки Дата съемки: Результаты наблюдения за рассадой Тагетеса, выращенной в условиях аэропонной установки и вне установки.
Вывод: на сроки укореняемости растений влияют не только качества, присущие данному сорту, но и условия, созданные для укоренения (те, что созданы в аэропонной установке). 18
Заключение Исследовательская деятельность позволяет стимулировать у обучающихся познавательную активность, ощущать важность собственных достижений, что формирует у обучающихся необходимый уровень самооценки, повышает престиж знаний. 19
Спасибо за внимание! 20