МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ МАРИЙЦЕВ
Русское абсолютистское государство, с учётом изменившихся конкретно исторически условий, в конце XVII - первой четверти XVIII веков прилагало заметные усилия по внедрению православной христианской веры в среду нерусских крестьян – язычников.
Польстившись на временные льготы, крестились лишь немногие. К 1724 году всего около 2 тыс. марийцев Казанского, Уржумского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов приняли христианскую веру. Основная масса марийцев продолжала придерживаться традиционных языческих верований, тесно связанных с народным самосознанием.
Царские указы годов, направленные казанскому митрополиту Тихону, обещали трёхлетнее освобождение от податей, повинностей всем крестившимся «иноверцам». Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили отклика.
Крестьяне-язычники отвергали попытки внедрения православия, предпринятые специально созданной в 1730 году в Свияжске при монастырях Комиссии новокрещенских дел.
Положение резко изменилось в 1740 году. Царский указ от 11 сентября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Её проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и военных Новокрещенской Конторы.
Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образование новых церковных приходов в новокрещенских селениях в х годах XVIII века обернулись для марийских крестьян чрезвычайным усилением социального и национального гнёта.
В своих показаниях Сенатской комиссии А.С. Свечина годов марийцы отмечали, что проповедники православной веры угрожали им насильственным переселением с родных мест, если те не крестятся. Члены Новокрещенской конторы под видом «обучения христианскому закону» закрепощали часть новокрещёных марийцев за чиновниками и помещиками.
В1746 году свияжский архимандрит Селивестр совместно с монахами Спасо- Юнгинского монастыря привёл марийцев и чувашей Козьмодемьянского уезда в православную веру « не по желанию их, но ис принуждения». А «обещанного денежного награждения, платья, обуви, кроме крестов и по иконе в дом, ничего давно не было». Некоторые священники, как, например, А. Афанасьев в Кокшайском уезде, «смертными побои палкою» внедряли среди марийских крестьян новую веру. А. Афанасьев в Кокшайском уезде, «смертными побои палкою» внедряли среди марийских крестьян новую веру.
В годах архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря Евмений ежегодно приезжал с подьячими, келейниками и солдатами в марийские селения Казанского уезда для обучения их молитвами и тех, кто не знал христианских обрядов, немилосердно бил и брал с них насильно по 20 подвод «бес платежа прогонов».
Прведение массовой христианизации в х годах XVIII века ухудшило положение марийских крестьян и потому, что в течение льготных трёх лет за новокрещёных подушные деньги и другие повинности обязаны были нести некрещёные и ранее крестившиеся «старокрещёны».
Следствием массовой христианизации стало строительство сельских церквей и появление русских священников. На новокрещённых легли все виды работ по строительству и содержание церковного прит-ча. В уездах с марийским населением в это время было построено более 30 церквей.
платить ругу продуктами и деньгами Каждому священнику приходилось отдавать из общинных земель самые лучшие участки пашен и сенокосов, платить ругу продуктами и деньгами. Наконец, во взятках и вымогательствах духовенство не уступало чиновникам.
Угроза разорения крестьянского хозяйства явилась, таким образом, одним из важнейших факторов в реализации массовой христианизации, носившей для большинства марийцев в это время чисто формальный характер, поскольку они одновременно продолжали поддерживаться и традиционных языческих верований.