Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
15 января 2015 года, в «МИА Сегодня» Министерство образования и науки РФ представило первый официальный вариант проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
По мнению В.Ш.Каганова, замминистра образования и науки РФ, «…ответом на необходимость переосмыслить основные направления, цели, механизмы, выработать государственную политику в этой сфере с учетом новых реалий и стала «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». Поэтому «приоритетная задача РФ – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXΙ века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание» Кстати стратегические ориентиры воспитания сформулированы президентом В.В.Путиным
Стратегия состоит из 5 разделов: Ι.Общие положения ΙΙ.Цель, задачи и основа Стратегии ΙΙΙ.Основные направления развития воспитания 1. Развитие социальных институтов воспитания 2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций ΙV.Механизмы реализации Стратегии V. Ожидаемые результаты
В документе отводится приоритетная роль семьи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Будут расширены воспитательные возможности информационных ресурсов, детей приобщат у культурному наследию, сформируют ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Также в стратегии уделяется внимание и повышению уровня информационной безопасности детей.
Стратегия опирается на: Конституцию РФ Конвенцию ООН о правах ребенка Закон «Об образовании РФ»
Цель Стратегии: Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи Стратегии : создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации; сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций; обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
ΙΙΙ.Основные направления развития воспитания ΙΙΙ.Основные направления развития воспитания Развитие социальных институтов воспитания Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания Развитие воспитания в системе образования Поддержка общественных объединений Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
Обновление воспитательного процесса у учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций Гражданское и патриотическое воспитание Духовно- нравственное развитие Приобщение детей к культурному наследию Физическое развитие и культура здоровья Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение Экологическ ое воспитание
Ι V. Механизмы реализации Стратегии 1. Правовые 2. Кадровые 3. Научно-методические 4. Финансово-экономические 5. Информационные
V. Ожидаемые результаты Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить: значимость воспитания в общественном сознании; укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества; повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания; развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности; доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья; разработка и успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей; укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания; утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений; развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания; повышение уровня информационной безопасности детей; формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.
Источники -orientiry-vospitaniya/ -orientiry-vospitaniya/ html html content/uploads/2015/01/Strategiya- razvitiya-vospitaniya_Proekt.pdf