Гражданское образование в России на современном этапе Департамент общего образования Томской области Областное государственное учреждение «Региональный центр развития образования» Отдел гражданского образования
Гражданское образование Гражданское образование - процесс формирования у школьников гражданских компетенций который подразумевает единство учебного и воспитательного процесса. многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций (знаний, навыков коммуникации, толерантности, самореализации при уважении прав окружающих людей, законопослушания, поиска и анализа информации, социальной адаптации, профессиональной ориентации, активного участия в общественной жизни), который подразумевает единство учебного и воспитательного процесса.
Гражданское образование Целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебную так и внеучебную и предполагающая использование, в первую очередь, практико- ориентированных и интерактивных методов обучения.
Проблемы гражданского образования: отсутствие государственных стандартов и определённой государственной политики; отсутствие единства в формулировке названия учебного предмета: граждановедение, обществоведение, обществознание, человек и общество, основы современной цивилизации; разрыв между теорией и практикой, низкая политическая и правовая культура; морализаторский подход в преподавании;
Проблемы гражданского образования: работа на воспроизводящем уровне; слабость межпредметных связей; недостаточное внимание к проблемам воспитания; отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров в области гражданского образования; недостаточное взаимодействие участников образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение гражданского образования Конституция Российской Федерации;Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»;Закон РФ «Об образовании»; Национальная доктрина образования в РФ до 2025;Национальная доктрина образования в РФ до 2025; «Федеральная целевая программа развития образования на годы» (Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г р);«Федеральная целевая программа развития образования на годы» (Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г р); Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г р);Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г р); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы» (Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. 422);Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы» (Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. 422); Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от г /13;Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от г /13; Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Управления по делам молодежи Минобразования России (Письмо от г /01).Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Управления по делам молодежи Минобразования России (Письмо от г /01). Информационно-методическое письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «О методических рекомендациях по обучению правам человека в общеобразовательных учреждениях» от г
Цель: Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» /13 от г.
Гражданская компетентность личности Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Основные компоненты содержания гражданского образования Правовые знания; Политические знания; Знания об основных социально- экономических процессах; Знания в области истории и культуры России и мира.
Отношение к ценностям Подросток должен стремиться сформировать отношение к таким гражданским ценностям как: ответственность, самодисциплина, вежливость, сострадание, терпимость, уважение чести и достоинства других граждан.
Ступени гражданского образования: Первая ступень (начальное образование): закладываются основные моральные ценности, нормы поведения; начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества; развитие творческого потенциала младшего школьника.
Вторая ступень (основная школа): формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом; познание элементарных моральных и правовых норм; обогащение знаниями об истории Отечества. Ступени гражданского образования:
Третья ступень (средняя (полная) школа): углубление и расширение знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей; познание философских, культурных, политико-правовых и социально- экономических основ жизни общества; совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность. Ступени гражданского образования:
Модели гражданского образования Предметная модель: передача учащимся знаний в ходе изучения отдельных предметов;передача учащимся знаний в ходе изучения отдельных предметов; приобретение умений, способов деятельности, демократических ценностных ориентаций.приобретение умений, способов деятельности, демократических ценностных ориентаций.
Модели гражданского образования Институциональная модель: создание демократической обстановки в школе;создание демократической обстановки в школе; формирование правового пространства.формирование правового пространства.
Модели гражданского образования Проектная модель: разработка и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы.
Проекты и программы гражданского образования: Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» (Федеральный центр гражданского образования, АПКиППРО); Всероссийская акция «Я - гражданин России» (Управление по делам молодежи Рособразования, Самарский региональный центр гражданского образования, дирекция партнерства «Civitas-Russia»); Областной конкурс моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (Департамент ОО ТО, ОГУ «РЦРО»); Всероссийский конкурс лидеров ученического самоуправления (Управления по делам молодежи Рособразования, Федеральный центр гражданского образования, АПКиППРО). Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» (Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, Пресс-служба Совета Федерации).
Проекты и программы гражданского образования: Международная Ярмарка социально-педагогических инноваций (Министерство образования и науки Самарской области, Отрадненское управление образования; МАДО; редакции педагогических изданий); Регионально-муниципальная сеть Центров гражданского образования (Департамент ОО ТО, ОГУ «РЦРО»); Межрегиональный конкурс творческих работ молодежи «Колокола памяти» (Министерство культуры и молодежной политики Самарской области; Кинель-Черкасский РЦГПО)
интегрирование усилий Программы и проекты направлены на интегрирование усилий местного сообщества, родительской общественности, образовательных учреждений в области гражданского образования. Мир Май